Основная задача научной политики — выбор перспективных научных направлений и инвестирование новых, наиболее передовых идей. В процессе формирования научной политики требуется выявление не только прогрессивных направлений, но и "тупиковых", неперспективных проблем. Роль экспертов в этом не может быть достаточно высокой потому, что уровень их компетентности не всегда отвечает предъявляемым требованиям, а заинтересованность в экспертизе порой соответствует уровню их компетентности. Поскольку структура переднего края науки быстро меняется, а система организации структуры науки, элементами которой являются сложившиеся научные коллективы, отстает от быстро развивающейся структуры научного знания, выбор учеными приоритетных направлений не всегда носит объективный характер.
При экспертизе планируемых научно-исследовательских работ (НИР) следует учитывать, что зрелые направления имеют свой развитый концептуальный строй, и ученые, рассматривающие структуру переднего края науки через призму понятийного аппарата своей области, могут не замечать новых направлений. Задержка в правильной оценке новых направлении — явление, свойственное всем ученым, а вовсе не дефект интеллектуальных способностей отдельных из них или развития науки в некоторых странах [38].
При современном уровне развития науки в процессе поиска новых идей ориентация только на опыт и интуицию ученых не всегда эффективна. В связи с этим для выявления активных "точек роста" развития научных направлений и новых научных идей в последние годы во многих странах стали широко использовать формализованные методы. Для этого требуется постоянный мониторинг структуры мировой науки с привлечением качественных и количественных наукометрических оценок.
Разработанные в настоящее время методы исследования переднего края науки и ядра научного знания достаточно хорошо изложены в фундаментальных работах [9, 12, 13, 16, 25, 28 - 30, 32, 33, 42 - 45, 53]. В качестве наукометрических показателей предлагается использовать публикационную и изобретательскую активность, цитируемость и социтируемость публикаций, численность и структуру научных кадров, уровень финансирования и материально-технической базы и т. д.
Все методы наукометрического анализа условно можно разделить на три группы:
1) количественные, или квалиметрические;
2) качественные, или содержательные (семантические);
3) сетевые (анализ информационных связей).
Количественный анализ включает в себя ряд методов частотного анализа, контент-анализ, анализ библиографических ссылок и т. д., которые позволяют осуществлять количественную оценку уровня научных направлений и проблем. В качестве индикаторов оценки можно использовать число публикаций, авторских свидетельств и. патентов, количество книг, журналов, авторов и т. д.
Качественный анализ характеризует научные направления и проблемы с точки зрения их оперативности, новизны, актуальности, ценности, достоверности, полноты поступающей информации и ее семантической структуры.
Сетевой анализ включает в себя установление количественных и качественных взаимосвязей между научными направлениями и проблемами либо между учеными, генерирующими и потребляющими информацию. В результате образуются сети взаимного влияния, характеризующие различные аспекты формирования и использования информации. К методам сетевого анализа следует отнести кластерный анализ, исследование взаимного цитирования и междисциплинарных связей, изучение взаимного обмена информацией между различными регионами и т. д.
Метод цитатного анализа. Неразрывно связанные с текстовой частью научной публикации библиографические ссылки могут иметь самостоятельное значение при Ероведении разнообразных наукометрических исследований. Библиографические ссылки являются своеобразными "индикаторами" информационных связей между научными документами и их авторами, необходимым условием этики научного творчества, критерием вклада отдельных ученых и научных коллективов в науку, степени их общественного признания и научного престижа и т. д. (рис. 1, см. бумажную версию журнала).
Поскольку каждая библиографическая ссылка в явной или неявной форме содержит сведения об авторе и соавторах, название публикации (ключевые слова), ее составные элементы в контексте с элементами цитируемой статьи обеспечивают извлечение целого ряда аналитических данных о состоянии науки, ее социальной и когнитивной структуре. Ю. Гарфилд и др. [7] считают, что цитируемые статьи могут служить в качестве маркеров важнейших идей, изобретений и технологий и в связи с этим цитирование можно использовать для "картографирования" науки.
Традиция цитирования создает в науке своеобразную разновидность непрерывно действующей коллективной экспертной оценки, автоматически обеспечивающей компетентность экспертов [18, 34, 41].
Анализ цитирования можно осуществлять, исследуя непосредственно библиографические ссылки в публикациях, а также с помощью баз данных или указателя "ScienceCitationIndex" (SCI), издаваемого с 1964 г. Институтом научной информации США.
На основе цитируемости и кластерного анализа Институтом научной информации США создана база данных ISI/BIOMED, доступная в интерактивном режиме и содержащая сведения о наиболее важных для ученых всего мира публикациях по биомедицине, которые входят в кластеры, а также работах, их цитирующих. ISI/BIOMED охватывает статьи, опубликованные в 1,3 тыс. биомедицинских журналах с 1979 г., и ежегодно пополняется данными из 230 тыс. публикаций. Указатель фронта научных исследований ISI/BIOMED раскрывает 7,9 тыс. исследовательских тем. По указанной базе данных Институт научной информации США издает Атлас науки, включающий перечень статей, входящих в кластер, и их графическое изображение.
Среди основных индикаторов, используемых указателем научных ссылок, следует выделить следующие: фактор воздействия (Impactfactor), фактор оперативности (ImmediacyIndex) и показатель полужизни журнала (Half-life), общее число ссылок и их динамику. Фактор воздействия указывает на частоту, с которой в конкретном году журналами-источниками была процитирована любая статья данного журнала за два года до исследования. Фактор оперативности указывает на частоту, с которой в рассматриваемом году цитировалась любая средняя статья определенного журнала, опубликованная в этом же году.
Показатель полужизни журнала равен числу ретроспективных лет выхода в свет цитирумых публикаций, за которые журнал к исследуемому году набрал 50% ссылок.
Подробные сведения о SCI и о приемах работы с ним можно найти в публикациях [23, 24, 28, 36, 39].
Одним из информативных показателей формализованной оценки публикаций является возраст ссылок. Явная ориентация на старые работы говорит о том, что исследуемая группа авторов в концептуальном и методологическом отношении отстает от переднего края науки.
Уменьшение среднего "возраста" ссылок и ускоренное обновление информации в ссылочном аппарате публикаций свидетельствуют о том, что в исследуемом научном направлении усиленно разрабатываются новые проблемы.
Высокий удельный вес самоцитирования можно расценивать как индикатор быстрорастущих научных направлений. В то же время рост самоцитирования научной школы можно связать с ее угасанием, когда ссылки замыкаются на представителях одной школы [40].
Сопоставление структур и "возраста" ссылок документальных информационных потоков (ДИП) можно осуществлять путем наложения соответствующих гистограмм и расчета суммы перекрывающихся частей всех сравниваемых показателей. Если системы схожи, это значит, что совокупность изучаемых работ выполнена в рамках сложившейся в мировой науке познавательной основы данной области. Если же системы сильно различаются, то возможны три варианта: 1) изучаемая совокупность авторов значительно обогнала мировую науку; 2) эта совокупность сильно отстала от мировой науки, но движется в том же направлении (в этом случае структура ссылок будет схожа со структурой кластера прошлых лет) и можно оценивать, насколько изучаемая совокупность авторов отстает от мирового уровня; 3) авторы работ трудятся вне сферы данного направления мировой науки (либо в ином ключе, либо параллельно).
Метод кластерного анализа. Один из методов кластерного анализа был разработан Kessler [54] и назван им bibliographiccoupling — метод библиографического сочетания. В основе метода Кесслера лежит принцип выделения взаимосвязи между двумя публикациями, цитирующими один и тот же документ. Интенсивность взаимосвязи двух публикаций определяется количеством библиографических ссылок, являющихся общими для обоих документов. Другой метод кластерного анализа — метод проспективной связи, или cocitation, — был разработан в 1973 г. одновременно И. В. Маршаковой [27] и Small [56]. Этот метод основан на обратном принципе — выделении взаимосвязи между двумя публикациями на основе цитирования их в одних и тех же документах (рис. 2, см. бумажную версию журнала).
В процессе выявления взаимосвязи публикаций образуются сети цитирования, которые после установления порога социтирования распадаются на отдельные кластеры — совокупность публикаций, обнаруживающих сильные связи (выше пороговых) друг с другом внутри кластера и слабые связи с публикациями, не входящими в него. По методам И. В. Маршаковой и Смолла кластер образуют цитируемые документы, а по методу Кесслера — цитирующие. Методика проведения кластерного анализа библиографических ссылок достаточно подробно изложена в работах И. В. Маршаковой [25-27], Garfield [52] и др.
Методом кластерного анализа исследованы проблемы морской биологии [8], опиатных рецепторов [6, 9], рекомбинантной ДНК [55], биомедицины [57], генетики [25, 28], иммунологии [25, 28, 44].
Кластеризация библиографических ссылок — один из методов картирования науки, выявляющего фронт научных исследований и "незримые колледжи". Совокупность кластеров и взаимосвязей между ними образуют своеобразную карту науки [16].
С помощью кластерного анализа можно получить данные о закономерностях распространения и использования научной информации, важной роли исследовательских методов и технологий в распространении новых знаний и развитии новых научных направлений [17].
Детализация, масштаб карты науки зависит от установленного порога социтирования: при повышении порога социтирования на карте науки выявляются более крупные исследовательские дисциплины, при снижении порога социтирования — более мелкие исследовательские области и дисциплины (рис. 3-5, см. бумажную версию журнала).
Исследования Ю. Гарфилда с соавт. [7] по изучению структуры биомедицинских кластеров и составлению карты биомедицины в динамике ее развития показали, что все научные дисциплины, хотя и с разной скоростью, проходят своеобразные фазы развития от зарождения до смерти — своего рода жизненные циклы. При этом научная дисциплина претерпевает в среднем одну революцию каждые двенадцать лет.
Нами [44, 46, 47] показано, что кластерный анализ, проведенный за ряд лет, отражает динамику развития проблемы, позволяет выявить "тающие" и "растущие" проблемы, адекватно отражает процессы затухания старых и зарождение новых идей и методов исследования (рис. 6, 7, см. бумажную версию журнала).
В последние годы широкое применение в наукометрии нашел метод кластерного анализа ключевых слов [19, 49, 51]. Метод кластерного анализа ключевых слов основан на выявлении частоты совместной встречаемости ключевых слов в поисковых образцах документов. Он имеет определенные преимущества перед кластерным анализом библиографических ссылок: не требует наличия библиографических ссылок в научных публикациях, охватывает все публикации (а не только цитируемые), отличается высокой оперативностью, так как позволяет проводить анализ только что опубликованных работ.
Кластерный анализ ключевых слов в документальных информационных потоках по проблеме "Медико-социальные аспекты аварии на Чернобыльской АЭС" позволил нам [44] выявить структуру и взаимосвязь проблем по исследуемому вопросу (рис. 8, см. бумажную версию журнала).
Построение графоаналитических кластеров возможно не только на основе социтирования, но и на базе анкетирования [35], взаимоцитируемости журналов [20], распределения публикаций по рубрикам реферативного журнала [14], исследования дескрипторов [10]. Возможны и другие вариации принципов построения кластерного анализа.
Контент-анализ заключается в выделении в содержании научных документов некоторых ключевых признаков (содержательных единиц анализа, проблем, категорий), которые отражают существенные (фактические и смысловые) стороны содержания с последующим подсчетом частоты употребления этих единиц [31]. Разновидностью контент-анализа являются тезаурусный и сленговый методы [42].
Наиболее ответственный этап контент-анализа — выбор единиц анализа, категорий содержания, так называемой категориальной сетки. Основными индикаторами контент-анализа служат такие единицы, как появление или исчезновение признаков, частота их встречаемости в тексте и динамика изменения в пространстве и времени.
Контент-анализ позволяет выявлять тенденции развития научных дисциплин и отдельных научных направлений, структурировать поток информации и выявлять определенные закономерности развития содержания научных публикаций, осуществлять прогнозные исследования, определять целостные ориентации, установки и склонности авторов текстовых документов, тематическую направленность отдельных групп публикаций, представление о коммуникаторе (авторе) и реципиенте (предполагаемом читателе), а также о характере связи между ними. Следует отметить, что принципы и методология контент-анализа довольно широко используются в клинической медицине при обработке историй болезни, вербальных высказываний больных и т. д.
Близким к контент-анализу по содержанию и задачам является метод логико-смыслового моделирования [15]. В качестве исходной информационной единицы этого метода может служить отдельное высказывание (слово, словосочетание или целая фраза). Для каждого высказывания выявляются все непосредственные логические связи с другими высказываниями в данной предметной области. Система логических связей между высказываниями образует логико-смысловую (семантическую) модель исследуемой проблемы, которая может быть представлена семантическим графом, вершинами которого являются высказывания, а ребрами — связи между ними.
Информационное моделирование представляет собой совокупность приемов и методов, позволяющих на основе структуризации и формализованного анализа ДИП, а также содержательного анализа предмодельных документов интегрировать и представлять в форме наглядной модели научно-техническую ситуацию состояний и тенденций развития исследуемой области знаний и научных коммуникаций (НК). В результате проведенного информационного моделирования синтезируется новая информация, которую невозможно получить другими способами.
Задача моделирования состоит в том, чтобы ответить на вопрос, как повлияет на некоторые показатели деятельности исследуемой системы изменение условий ее функционирования, связанное с принятием того или иного управленческого решения. Модель не навязывает своего критерия оптимальности, а отвечает на вопрос типа "что будет, если?" и помогает выбрать приемлемое решение. С помощью модели пользователь экспериментирует с различными управленческими решениями, выбирая среди них наиболее соответствующие конкретным условиям. Р. В. Вальдман [4] рассматривает информационное моделирование как метод исследования ситуаций, в процессе которого осуществляется анализ, синтез и фиксация информации, содержащейся в предмодельных документах, интерпретация отображаемой интегративной информации посредством модели, выявление наиболее значимых факторов и взаимосвязей, отбор альтернатив.
В процессе создания информационных моделей каждый документ относят к соответствующей рубрике классификационной схемы, предварительно созданной специалистами-экспертами [11, 37]. Источники информации классифицируются по определенному принципу, зависящему от целей проводимой работы. Существует три типа классификаций: 1) линейные (алфавитные списки ученых, проблем, научных учреждений и т. д.); 2) матричные; 3) иерархические, осуществляемые по типу дерева целей.
В качестве фактографической базы для проведения информационного моделирования могут быть использованы патенты, другие научно-технические документы, данные экспертизы и т. д.
Метод частотного анализа научных проблем является одним из самых распространенных наукометрических методов исследования и заключается в разбивке ДИП по многим критериям с последующей статистической обработкой. При этом осуществляют подсчет количества научных документов по следующим параметрам: видам и типам научных документов (книги, патенты и авторские свидетельства, публикации в журналах и т. д.) и носителей; количеству авторов; рубрикам УДК, ББК, реферативных журналов; тематической направленности публикаций или журналов; числу библиографических ссылок в публикациях; странам и учреждениям, подготовившим и издавшим научные документы; "возрасту" публикаций; языковой принадлежности научных документов; объему документов и т. д.
Исследования ДИП, проведенные через равные промежутки времени, позволяют получить представление о динамике изменения его объема и структуры. Поскольку любая динамическая система обладает инерционными свойствами, выявленную динамику изобретательской и публикационной активности можно экстраполировать в определенных пределах. Ввиду того что между ростом научно-технической информации и научно-техническим прогрессом существует определенная взаимосвязь, по показателям публикационной активности можно судить о тенденциях развития научных направлений и осуществлять прогнозные разработки.
Большинство авторов считают, что резкий рост количества публикаций и изобретений свидетельствует о перспективности разрабатываемых идей, о том, что ожидается или уже получен положительный эффект. Резкий спад числа статей и изобретений обычно связывают с бесперспективностью идей, с переориентацией научных кадров и материальных средств.
В то же время, как справедливо отмечают С. Н. Гаврилюк и соавт. [5], увеличение количества публикаций не всегда обусловлено перспективностью проблемы, и наоборот — в ряде случаев резкий спад числа публикаций может быть связан с прекращением финансирования актуального направления, ухудшением материально-технической или издательской базы, вступлением разработки в область глубинных исследований, засекречиванием тематики. Резкий рост количества публикаций может иметь место при разработке неактуальных или даже ошибочных идей, обусловленной "модой" на определенные идеи, некоторой инертностью науки, усилением финансирования проблемы, возможности которой еще недостаточно ясны, сознательной дезориентацией конкурирующих фирм.
Г. Кребер [22] считает, что если рост количества литературы в какой-либо научной области оказывается экспоненциальным, то это важный индикатор стадии подъема, свидетельствующий о возрастающем числе ученых, обращающихся к данной области. На примере анализа публикаций по символической логике Г. Кребер [22], используя этот метод, показал, что в развитии науки творческая продуктивность падает вслед за фундаментальными открытиями, которые, как правило, больше поднимают новые проблемы, чем решают их. В целом наука развивается как бы пульсируя: происходит чередование исключительных подъемов и относительных спадов творческой продуктивности.
В качестве фактографической базы для проведения наукометрических исследований методом частотного анализа может быть использован указатель SCI, патентные указатели, автоматизированные базы данных и т. д.
Важным инструментом наукометрического анализа может являться ежегодный указатель "Кто публикуется в науке" (WIPS), издаваемый Институтом научной информации США, который информирует о всех публикующихся авторах, в отличие от традиционных справочников "Кто есть кто в науке", публикующих сообщения лишь об ученых, принадлежащих к научной элите. Не менее ценным источником исследований является "CurrentContents", содержащий сведения о наиболее цитируемых публикациях года ("Классики цитирования"), а также адреса авторов публикаций расписываемых журналов.
Для выявления приоритетных научных направлений и активных "точек роста" важно определить не только "проблемы развития" и новые идеи, но и целесообразность и возможность работы в выявленной области, вероятность внедрения научных результатов и т. д. С этой целью необходимо проводить анализ материально-технической базы (собственного учреждения и ведущих научных центров мира), кадровой составляющей научно-технического потенциала и уровня финансирования. При этом могут быть широко использованы методы частотного и кластерного анализа, контент-анализа, экспертных оценок, программно-целевого планирования и т. д.
Пробельный анализ. Исследование комплекса знаний, накопленных наукой, выявляет два типа ситуации. В ситуациях первого типа еще не ясно, каких знаний не хватает, в то время как в ситуациях второго типа оказывается возможным, сопоставляя фрагменты накопленного знания, предположить характеристики еще не известных особенностей изучаемых свойств мира и тем самым очертить границы незнания. Этот уровень незнания — пробел — уже позволяет наметить вполне конкретную программу действия по получению требуемого результата [2, 3], т. е. речь идет о выявлении отсутствующих звеньев (пробелов), из-за которых цепь познания оказывается разорванной либо незавершенной.
Пробельный анализ представляет собой последовательность предположений о достижимом знании. В процессе осуществления пробельного анализа имеющееся знание оформляется вначале в виде цели, а затем в виде эталонного представления, позволяющего, ориентируясь на цель, поставить задачу конкретного исследования [2, 3].
В некоторой степени пробельный анализ близок алгоритму изобретательской деятельности, разработанному Г. С. Альтшуллером [1]. Метод включает три стадии: аналитическую (анализ задачи с целью выявления технического противоречия и вызывающих его причин); оперативную (изменение технического объекта для устранения противоречия); синтетическую (внесение дополнительных изменений в методы использования объекта, в другие объекты, работающие совместно с измененным).
Используя в качестве показателей науки частоту цитируемости и социтируемости, публикационную и изобретательскую активность ученых, читаемость, сроки генерации и использования научных идей, нами были выявлены приоритетные направления здравоохранения и медицинской науки в Беларуси [44,48], а также активные "точки роста" по проблемам иммунологии [46]. Кроме этого, исследованы механизмы генерации и потребления научных идей, взаимодействия ученых и обмена информации в системе НК. В частности, было показано, что в определенных регионах и научных дисциплинах установилась квота на соавторство, которая отражает практику взаимных контактов. Эта величина ежегодно возрастает, что, вероятно, является универсальным фундаментальным свойством НК — развитие науки требует усиления взаимодействия между учеными.
Было установлено, Что на стыке наук отмечается замедление (почти в 2 раза) процессов внедрения и распространения знаний. В то же время именно на стыке научных дисциплин следует ожидать прорывов в науке, там формируется ее передний край.
Анализ цитирования показывает, что лишь немногие ученые вносят вклад в прогресс науки. Это дает повод к предположению, что при сокращении числа исследователей темпы научного прогресса останутся на прежнем уровне. Сокращение научных работников медицинского профиля, проведенное в США в 1966—1975 гг., привело к уменьшению общего числа публикаций, но частота использования результатов этих работ, выраженная в цитировании, осталась постоянной и составляла около 30% [21, 50].
Изучение распространения информации по различных каналам коммуникаций и ее задержки вследствие многочисленных коммуникативных барьеров (языковые, геосоциальные и т. д.) показало, что коммуникативные барьеры носят объективный характер, являются составной частью НК, органично включены в коммуникативный процесс и поэтому их нельзя устранить полностью. Новые средства и современные информационные технологии не только не устраняют старые коммуникативные барьеры, но и создают новые.
Анализ семантической структуры зарубежных периодических изданий по биомедицине, поступающих в Беларусь, Россию и США, показал, что в сопоставлении с мировым информационным потоком структура НК по медицине в Беларуси по многим научным направлениям только на 10—20% соответствует требованиям, которые необходимы для создания насыщенной информационной среды.
Трендовые исследования документальных информационных потоков показали, что проблема экспоненциального роста ежегодно публикуемой научной информации, характерная для 60—70-х годов, в конце 80 — начале 90-х годов существенно изменилась в сторону постепенной стабилизации числа ежегодно публикуемых работ на фоне усложнившейся структуры документального информационного потока и появления новых информационных технологий (автоматизированные банки данных, телеконференции, "электронные журналы").
Можно утверждать, что проблема "информационного взрыва" обусловлена не активацией индивидуальной продуктивности ученых, а, скорее, общим ростом мирового научного сообщества, вовлечением в научную деятельность развивающихся стран, мотивацией ученых к фрагментации научных публикаций и т. д. Кроме того, стремительный рост публикаций связан с работами, подготовленными тремя и более авторами, в то время как количество моноавторских публикаций практически не менялось долгие годы. Это свидетельствует о том, что "информационный взрыв" в определенной степени обусловлен междисциплинарностью науки.
Проблема "информационного взрыва" существует не на уровне новых идей, число которых ограничено и на протяжении длительного периода не превышает 0,1% ежегодно публикуемых работ, а на 30 — 35% формируется за счет "информационного шума" в системе НК. В то же время можно предположить, что наиболее важные работы могут нормально циркулировать в системе НК, только будучи погруженными в работы более низкого уровня, само существование которых является неизбежным феноменом функционирования науки.
Лишь у 16,2% белорусских ученых-медиков публикуемые работы оценены в Беларуси и за рубежом в качестве научного вклада. Вокруг этих ученых формируются высокопродуктивные научные школы и коллективы. Оценка научного вклада, выражаемая через цитируемость, существенно выше у ученых с более высоким научным рангом: среди академиков и членов-корреспондентов цитируются все авторы, в группе докторов наук — 70,4%, в группе кандидатов наук — 46%, а в группе специалистов без ученой степени — только 1,7%.
В целом цитируемость публикаций белорусских ученых оказалась существенно ниже, чем у их зарубежных коллег. А поскольку в интеллектуальном отношении ученые разных стран и учреждений не могут существенно различаться, выявленные отличия в цитируемости свидетельствуют о неодинаковом уровне материально-технической базы, научных коммуникаций, научной инфраструктуры, социального заказа.
Исследование взаимного обмена информацией между государствами показало, что в международном научном сообществе сложился определенный паритет центр-периферийных отношений, распределенных между странами таким образом, что одни из них (страны-экспортеры) играют ведущую роль в качестве генераторов информации и научных идей (США, Великобритания и др.), а целая группа стран-коммуникаторов (Нидерланды, Швеция, Канада, Швейцария) — посредники между ведущими странами-генераторами и мировым сообществом ученых. В среднем в международном обмене информацией в системе "экспорта-импорта" публикаций ежегодно оборачивается 32,6% работ, а 67,4% издается внутри своих стран. Ученые стран СНГ практически не принимают участия в международном обмене информацией.
В целом уровень информированности белорусских ученых-медиков мало чем отличается от уровня их московских коллег. Американские ученые в своих исследованиях используют иную информационную базу и иные каналы НК, нежели ученые-медики Беларуси и России. Фактически информационные потоки, используемые зарубежными и отечественными учеными, взаимно пересекаются менее чем на 1/3. Наличие двух малопересекаю-щихся систем НК, не связанных каналами прямой и обратной связи, тормозит развитие медицинской науки не только у нас в стране, но и за рубежом.
Таким образом, наукометрические методы исследования научных проблем и выявляемые ими показатели науки позволяют осуществлять "картографирование" науки, выдвигать новые научные идеи, что имеет важное значение для формирования научной политики, первоочередной инвестиции приоритетных направлений и экспертизы планируемых НИР.
Со списком литературы можно ознакомиться в бумажной версии журнала
Медицинские новости. – 1996. – №10. – С. 44-52.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.