Блокаторы Н2-гистаминорецепторов — одна из ведущих групп фармакологических препаратов, являющихся средством выбора для лечения язвенной болезни. Их открытие стоит в ряду крупнейших за последние 20 лет достижений медицинской науки, способствовавших решению не только медицинских, но и экономических и социальных проблем. Благодаря Н2-блокаторам значительно улучшились результаты терапии больных язвенной болезнью, снизилась потребность в стационарном лечении, во много раз сократилось количество хирургических вмешательств, улучшилось качество жизни многих людей [32, 40, 81]. Циметидин был назван "золотым стандартом" противоязвенной терапии, а зантак (ранитидин) фирмы "Глаксо" занесен в 1988 г. в Книгу рекордов Гиннесса как самое покупаемое лекарство. И в настоящее время, несмотря на появление эффективных альтернативных средств, Н2-блокаторы сохраняют свои позиции, причем большое значение имеет их относительно невысокая стоимость [69].
Механизм действия блокаторов Н2-гистаминорецепторов состоит в специфической конкурентной блокаде рецепторов париетальных клеток главных желез желудка [47]. В клиническом плане это проявляется ингибированием секреции кислоты — как базальной, так и стимулированной гистамином, гастрином, пентагастрином, димаприлом (агонист Н2-гистаминовых рецепторов) и пищей [47]. Поэтому препараты назначают при заболеваниях, в развитии которых значительную роль играет пептический фактор, или в тех случаях, когда требуется его подавление.
Характеристика препаратов. В настоящее время в клинической практике применяются препараты пяти поколений.
I поколение: циметидин (патентованные названия: гистодил, тагомет и др.). Доза для орального приема — 800—1000 мг/сут в 4, 2 и 1 прием (вечером). При внутривенной терапии препарат вводят по 300 мг 3—4 раза в сутки.
Побочные эффекты [19, 23, 58, 70, 71]:
— гастроинтестинальные: анорексия, тошнота, рвота, вздутие живота, диарея, запор;
— кожные: сыпь, зуд;
— нервно-психические: головная боль, головокружение, сонливость, временные психические расстройства (отмечаются, как правило, у лиц пожилого возраста и тяжелых больных);
— эндокринные: антиандрогенный (обусловлен конкурентным связыванием циметидина с андрогенными рецепторами), пролактинемия;
— влияние на печень: угнетение системы ферментов цитохром Р450, участвующих в метаболизме лекарств (замедление инактивации теофиллина, варфарина, фенитоина, пропранолола, метопролола, диазепама, лидокаина), гепатит;
— гематологические: агранулоцитоз, лейкопения, тромбоцитопения, панцитопения;
— кардиоваскулярные: аритмии, гипотония, остановка сердца, изменения на ЭКГ (обычно отмечаются при внутривенном введении);
— почечные: конкурентное нарушение канальцевой секреции прокаинамида и N-ацетилпрокаинамида.
II поколение: ранитидин (патентованные названия: зантак, гистак, ранисан и др.).
Доза для орального приема — 300 мг/сут в 2 или 1 прием (вечером). При внутривенной терапии вводят по 50 мг 3—4 раза в день.
Отмечается лучшая переносимость ранитидина по сравнению с циметидином [5, 25, 39, 42, 52, 54]. Так, ранитидин не вызывает антиандрогенный эффект [57]. Подавление системы ферментов цитохром Р450 характерно только для фенитоина, варфарина и метопролола и при назначении высоких доз [25]. Вместе с тем случаи гепатита на фоне приема ранитидина отмечаются чаще, чем на фоне циметидина [19].
III поколение: фамотидин (патентованные названия: квамател, ульфамид, пепдул, сострил и др.).
Доза для орального приема — 40 мг/сут в 2 или 1 прием (вечером). При внутривенной терапии вводят по 20 мг 2 раза в день.
Во многих исследованиях показано, что фамотидин подавляет базальную желудочную секрецию в 40—150 раз сильнее циметидина и в 7—20 раз — ранитидина [47, 64]. Фамотидин прочно связывается с Н2-гистаминорецепто-рами, поэтому его действие довольно продолжительное [68]: в эквимолярных дозах препарат в 1,3 раза дольше других Н2-блокаторов подавляет секрецию, стимулированную максимальными дозами гистамина [74]. Средняя продолжительность его действия после орального приема — 10—12 ч, в течение которых наблюдается однородная фармакологическая реакция с подавлением секреции на 86 и 94% (дозы 20 и 40 мг соответственно), что позволяет поддерживать уровень рН в ночное время выше 4,5 [11,21, 60]. Применение фамотидина утром ингибирует стимулированную пищей желудочную секрецию соответственно на 76 и 84% в течение 4—5 ч [21].
Фамотидин хорошо переносится больными при коротких курсах лечения обострений заболевания и длительной профилактической терапии [9, 53]. Препарат не угнетает систему ферментов цитохром Р450 [38]. Вероятность различных побочных реакций допускается, хотя сообщений о значительных нарушениях со стороны сердечно-сосудистой, центральной нервной, эндокринной систем и почек нет. Отмечены лишь небольшие гастроин-тестинальные и кожные симптомы, не требовавшие отмены препарата [5, 9, 12, 30, 49, 53, 62]. Даже длительное применение очень высоких доз при синдроме Золлингера-Эллисона — до 800 мг/сут в течение 1-72 мес — не сопровождалось патологическими реакциями [47]. В отличие от циметидина и ранитидина фамотидин не угнетает активность алкогольной дегидрогеназы, благодаря чему может применяться у алкоголиков и умеренно употребляющих алкоголь пациентов [8, 31].
Элиминация фамотидина снижена у пациентов со средней и тяжелой степенями почечной недостаточности, поэтому при уровне клиренса креатинина 30 мл/мин и ниже стоит уменьшить дозу; при клиренсе менее 10 мл/ мин дозу уменьшают до 20 мг/сут или увеличивают интервалы между приемами до 36—48 ч [47].
IV поколение: низатидин.
Доза для орального приема — 300 мг/сут в 2 или 1 прием (вечером). При внутривенной терапии вводят по 100 мг 3 раза в сутки.
V поколение: роксатидин.
Доза для орального приема — 150 мг/сут в 2 или 1 прием (вечером).
G. Dobrillaetal. [16] на основании анализа литературных данных делают вывод об отсутствии достоверного влияния Н2-блокаторов на моторику верхних отделов пищеварительного тракта.
Показания к применению блокаторов Н2-гистаминорецепторов:
— язвенная болезнь желудка и 12-перстной кишки;
— стрессовые язвы;
— язвы на фоне применения нестероидных противовоспалительных средств и кортикостероидов;
— синдром Золлингера-Эллисона;
— гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь;
— острый и обострения хронического панкреатита;
— с целью защиты ферментных панкреатических препаратов от повреждающего действия желудочной кислоты при заместительной терапии.
Лечение обострений язвенной болезни. Рандомизированные контролируемые исследования показали, что все блокаторы Н2-гистаминорецепторов оказывают положительный эффект в лечении язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки [10, 19, 26, 48]. Различия между ними заключаются в антисекреторной потенции и зависят от назначаемых доз [7]. Обычно сравнивают эффективность средних доз: 800 мг/сут циметидина, 300 мг/сут ранитидина, 40 мг/сут фамотидина.
Лечебный эффект Н2-блокаторов при язвенной болезни связывают с подавлением желудочной кислотопродукции и ослаблением пептического фактора. Ингибирование ночной секреции коррелирует с результатами лечения язвенной болезни и рассматривается в качестве главного терапевтического фактора [6, 43, 53]. Вечерний прием блокаторов Н2-гистаминорецепторов (после ужина, перед сном) вызывает максимальный антисекреторный эффект в ночное время [26, 39]. Таким образом, если раньше суточную дозу разделяли на несколько приемов, то теперь исследователи пришли к выводу, что однократный вечерний прием всей дозы вполне достаточен [6, 26, 42, 55, 59, 60, 63].
По данным Н. D. Langtryetal. [47], достоверных различий в эффективности купирования клинических симптомов у Н2-блокаторов нет. Двойное слепое плацебо-контролируемое исследование показало, что в отношении рубцевания язвенных дефектов эффективность 40 мг фамотидина выше, чем 800 мг циметидина [54]. Достоверных различий между 40 мг фамотидина и 300 мг ранитидина не выявлено [4, 27, 36, 51, 52, 54].
В работе [47] приводятся средние данные о сроках рубцевания дуоденальных и желудочных язв под воздействием различных блокаторов Н2-гистаминорецепторов. Так, прием 800 мг циметидина на ночь приводит к заживлению дуоденальной язвы у 77—85% больных за 4 недели и у 82—94% — за 8 недель, 300 мг ранитидина — у 67—90 и 90—100%, 40 мг фамотидина — у 75—90 и 87— 100% соответственно. При лечении желудочных язв рубцевание через 8 недель при приеме 800 мг циметидина наблюдается у 80% пациентов, 300 мг ранитидина — у70— 100%, 40 мг фамотидина — у 80—100%. Средняя продолжительность курсов лечения Н2-блокаторами — от 4 до 8 недель. Эти сроки могут быть уменьшены по решению врача и после эндоскопического контроля — при заживлении язвы. В случае отсутствия положительной динамики продолжение курса лечения Н2-блокаторами свыше 8 недель нецелесообразно и требует замены их другими средствами. Вместе с тем при резистентных язвах допускаются более длительные курсы лечения, увеличение доз, смена препаратов Н2-блокаторов [80].
Перед началом лечения и в ходе его необходимо исключить злокачественный неопластический процесс при язве желудка [62].
Н2-блокаторы применяются, как правило, в качестве монотерапии — лишь с добавлением антацидов. Имеются данные о преимуществах комплексной терапии Н2-блокаторами и пирензепина при резистентных язвах [77].
В настоящее время накоплен опыт и разработаны схемы эрадикации HelicobacterPylory (HP) при язвенной болезни, в том числе с использованием блокаторов Н2-гистаминорецепторов. Совместное их применение с антибактериальными средствами (антибиотиками — амоксициллином, тетрациклином, кларитромицином и метронидазолом) и достаточно продолжительные сроки лечения позволяют получить хорошие результаты в лечении HP-инфицированных пациентов с язвенной болезнью — как ближайшие, так и отдаленные [1, 14, 33, 45].
Профилактика рецидивов язвенной болезни. Завершение лечения обострения язвенной болезни блокаторами Н2-гистаминорецепторов требует — во избежание рецидивов — последующего курса поддерживающей терапии половинной их дозой: 400 мг/сут циметидина, 150 мг/сут ранитидина, 20 мг/сут фамотидина.
При длительной профилактической терапии язвенной болезни Н2-блокаторы стоят на первом месте [34]. Обширные многоцентровые рандомизированные плацебо-контролируемые исследования показали, что поддерживающая терапия половинной дозой ранитидина и фамотидина достоверно снижает число обострений (в том числе риск кровотечений) как дуоденальной, так и желудочной язвы с 60-90 до 20-25% в год [2, 34,41,47, 75, 76]. Эти показатели выше по сравнению с таковыми после ваготомии [66].
При подборе больных для длительной терапии учитываются клинические данные (частота обострений 2 раза в год и более, наличие осложнений в анамнезе), наличие отягощающих факторов (курение, прием нестероидных противовоспалительных средств), психосоциальные данные (возможность хорошего контакта с пациентом и его понимание важности длительной терапии, стоимость лечения) [34]. У части больных, имеющих много усугубляющих факторов, допустимо длительное применение полной дозы препаратов [41], хотя исследований, подтверждающих улучшение результатов от высоких доз, не достаточно.
Инъекционная форма блокаторов Н2-гистаминорецеп-торов. Эффективность внутривенной терапии выше оральной: после инъекции фамотидина действие начинается через 30 мин, и его сила превышает таблетки в 2 раза [21]. Показания к применению инъекционной формы:
— гастродуоденальные кровотечения;
— тяжелое течение язвенной болезни;
— профилактика стрессовых язв при операциях, ожогах, травмах, неврологических и других тяжелых состояниях;
— профилактика аспирации кислого желудочного содержимого и аспирационных пневмоний во время эндотрахеального наркоза (синдром Мендельсона);
— невозможность орального приема лекарств при выраженной рвоте, тяжелых поражениях пищевода, свищах, в коматозном состоянии.
По данным Н. D. Langtryetal. [47], внутривенное введение фамотидина в дозе 20 мг 2 раза в сутки приводит к прекращению гастродуоденальных кровотечений при эрозивно-язвенных поражениях верхних отделов желудочно-кишечного тракта в 79—88% случаев. Сравнительные исследования продолжительности курсов лечения фамотидина показали, что при 3-дневном лечении кровотечения прекратились у 39,1%, при 7-дневном — у 72,3% больных с гастродуоденальными кровотечениями различной этиологии [62].
15% пациентов, находящихся на интенсивном лечении, имеют кровотечения вследствие стрессовых повреждений желудка и 12-перстной кишки; примерно 50% из них умирают. Профилактика кровотечений направлена на подавление желудочной секреции и повышение уровня рН желудочного содержимого. Превентивное применение антацидов и блокаторов Н2-гистаминорецепторов снижает риск кровотечений до 3% [73]. По данным W. FriedIetal. [22], внутривенное введение фамотидина и ранитидина доводило уровень интрагастрального рН до 4 и выше в 80—90% случаев; в этой группе больных не отмечено ни одного кровотечения.
Т. Aoki [1] показал эффективность внутривенного введения фамотидина в купировании гастродуоденальных кровотечений и их профилактике при язвенной болезни и острых (стрессовых) язвах, ассоциированных с тяжелыми терапевтическими, хирургическими или неврологическими ситуациями: внутривенное введение 20 мг фамотидина 2 раза в день в течение 2—4 недель было эффективным у 88% больных язвенной болезнью и у 79%
— со стрессовыми язвами.
Предупреждение легочной аспирации желудочного содержимого при наркозе и повреждающее действие кислого желудочного сока достигается уменьшением его объема (менее 25 мл) и повышением рН (более 2,5) [17]. Проведенные исследования показали эффективность орального приема 40 мг фамотидина, 300 мг ранитидина или внутривенного введения 20 мг фамотидина за 30— 120 мин до операции с эндотрахеальным наркозом для уменьшения риска аспирационной пневмонии [17].
J. W. Freston [20], анализируя литературу, посвященную исследованиям безопасности парентерального введения блокаторов Н2-гистаминорецепторов, на первое место ставит опасность развития расстройств центральной нервной системы, лекарственного взаимодействия и гепатотоксичности, а также кардиоваскулярные нарушения. Среди неврологических симптомов преобладают так называемые "малые неврологические расстройства"
— головокружения, головная боль, сонливость. Замеченные у отдельных больных отклонения лабораторных показателей при введении Н2-блокаторов (билирубина, трансаминаз, гемоглобина, форменных элементов крови) всегда возникали на фоне тяжелых соматических состояний, параллельного приема других лекарств либо при наличии алкогольного анамнеза [51, 76].
Проблема лекарственного взаимодействия может возникнуть при одновременном введении циметидина или ранитидина и теофиллина, фенитоина, варфарина. Рекомендуется не превышать скорость введения и не вводить препарат внутривенно быстрее, чем за 15—20 мин [20].
Лечение блокаторами Н2-гистаминорецепторов синдрома Золлингера-Эллисона весьма эффективно — успешный контроль кислотопродукции достигается индивидуально высокими дозами препаратов: 1200—9000 мг/сут циметидина, 600—4500 мг/сут ранитидина, 50—800 мг/сут фамотидина [25, 47, 78], короткими интервалами между введениями (3—6 ч) и длительными сроками лечения. По сравнению с циметидином и ранитидином фамотидин действует на 30% дольше [35, 78]. Обычная дозировка фамотидина — 20 мг через 6 ч.
Лечение блокаторами Н2-гистаминорецепторов эрозивно-язвенных поражений, ассоциированных с нестероидными противовоспалительными средствами. Согласно данным эндоскопических исследований, у 5 — 25% лиц, получающих нестероидные противовоспалительные средства, обнаруживаются язвы; факторами риска являются язвенный анамнез, возраст свыше 70 лет, одновременный прием кортикостероидов и антикоагулянтов [81]. Обширные рандомизированные исследования показали эффективность стандартных вечерних доз Н2-блокаторов гистаминорецепторов при дуоденальной и желудочной локализации язвы [46, 79].
Лечение Н2-блокаторами гастроэзофагеальной рефлюксной болезни. Подавление кислотопродукции — ведущий фактор в лечении поражений пищевода при гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, поэтому блокаторы Н2-гистаминорецепторов занимают здесь центральное место [3, 18, 29, 37, 47, 57]. Установлено, что прием 800 мг циметидина вызывает в пищеводе подъем рН до 6—7 [18, 50]. Так, J. Freise [18] сообщил, что 12-недельный курс лечения 800 мг/сут циметидина или 300 мг/сут ранитидина дает положительный эффект у 70—90% больных (уменьшение симптомов заболевания, эндоскопических и морфологических изменений).
Большинство исследователей считают, что дозы, кратность приема и сроки лечения, приемлемые для язвенной болезни, недостаточны при рефлюксных поражениях пищевода, особенно тяжелой степени. Как правило, предлагается 2—4-кратное увеличение средней суточной дозы, 2-кратный в течение суток прием (подавление только ночной секреции неэффективно), 10—16-недельные курсы лечения [36, 56, 72]. Доказана эффективность длительных курсов лечения 40 мг фамотидина (в 1 или 2 приема) [61, 65]. Поданным R.-M. Lieretal. [50], суточные дозы циметидина 800—1600 мг, ранитидина 300—1200 мг, фамотидина 40—80 мг в течение 6—8 недель приводят к одинаковым результатам. После 6-недельного курса лечения при легких формах (1 и 2 степени) улучшение наблюдается у 65—70% больных, после 12 недель — у 80—90%, при тяжелых (3 и 4 степени) — у 20—30% после 6 недель, у 30-50% - после 12 [50].
При осложненном эзофагите (эзофагит Барретта) 600— 2400 мг/сут ранитидина избавляет больных от жалоб и уменьшает изменения в пищеводе [13].
Показана эффективность 12-недельного курса высокими дозами блокаторов Н2-гистаминорецепторов (в 2— 4 раза превышающими стандартные) в лечении гастроэзофагеальной рефлюксной болезни, ассоциированной с бронхиальной астмой [67].
Американская коллегия гастроэнтерологов рекомендует сочетание блокаторов Н2-гистаминорецепторов с прокинетиками — матоклопромидом, домперидоном и цисопридом, причем последнему отдается предпочтение [15, 24].
Попытки длительной терапии Н2-блокаторами для предупреждения поражений пищевода при гастроэзофагеальном рефлюксе оказались безуспешными — результаты не отличались от плацебо [37, 44].
Со списком литературы можно ознакомиться в бумажной версии журнала
Медицинские новости. – 1996. – №10. – С. 20-24.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.