Увидеть целый мир в песчинке и небо в полевом цветке…
Исторически сложилась парадоксальная ситуация: художники, скульпторы, режиссеры обучаются своему мастерству в высших учебных заведениях, изучают специальные дисциплины, по которым имеются и учебники, и разнообразные пособия, а искусством исследователя каждый ученый овладевает сам, по крохам собирая необходимые сведения в литературе или заимствуя опыт коллег. К сожалению, до сих пор "наука исследовать" как предмет нигде не преподается, отсутствуют и хорошие учебные пособия по этому вопросу. Естественно, что в таких условиях, как во времена цеховых ремесленников, важную роль в подготовке ученых играют научная школа и личность ее лидера. Надеемся, что серия публикаций под рубрикой "Технология творчества" позволит молодым ученым овладеть методами активации творческого процесса.
Перед начинающими учеными встает множество проблем: как работать с научной литературой, как написать научную статью, обзор, диссертацию, как правильно поставить эксперимент, но даже перед выдающимися учеными всегда стоит вопрос: "Как найти идею?"
Многие считают, что талант — это природный дар, который нельзя выработать или возместить усердным обучением. Еще Демосфен сказал: "Ораторами становятся, поэтами рождаются". Действительно, природный талант имеет решающее значение в становлении ученого. Однако для того чтобы этот талант проявился, постоянно развивался и давал результаты, необходимо приложить еще много труда по изучению методологии и приобретению навыков исследовательской деятельности. Наука, как и всякая область знаний, за свою многовековую историю выработала множество приемов, которые позволяют стимулировать творческий процесс.
Проблема творчества включает творческие способности, творческий климат, творческие навыки, а также методы и приемы, позволяющие активизировать творческий процесс. Творческие навыки — это не врожденные качества личности, а технологические приемы, формируемые, приобретаемые в процессе обучения и постоянного пребывания в определенной творческой среде (например, в условиях научной школы или семьи). Творческие способности включают в себя нетрадиционное мышление и видение того, что не укладывается в рамки общепринятых понятий, умение мысленным взором охватить всю проблему целиком и сформулировать задачу, а также ассоциативную память и другие психоэмоциональные и характерологические свойства личности.
Весьма существенной является способность к переносу опыта, т. е. к применению способов решения одних задач для решения других. Так, используя метод аналогий, английский инженер М. Брюнель, наблюдавший за движениями корабельного червя в древесине, в 1818 г. пришел к технической идее строительства подводных туннелей. "Кессон Брюнеля" представляет собой металлический цилиндр, который продвигается вперед, наподобие корабельного червя. Англичанин Э. Уитней, наблюдая, как кошка пыталась схватить когтями цыпленка, пришел к мысли о создании хлопкоочистительной машины.
Составной частью таланта является способность мозга формировать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель проблемы, решаемой в данный момент исследователем. Впервые идею доминантного очага возбуждения выдвинул академик А. А. Ухтомский, который выделил два основных свойства доминанты: повышенную возбудимость группы нервных клеток, благодаря которой суммируются раздражители, приходящие из разных источников, и стойкую задержку возбуждения после исчезновения раздражителей. При этом в качестве раздражителей, поддерживающих активный процесс мышления в доминантном очаге, могут выступать прослушивание музыки, ходьба и т. д.
Таким образом, для активации процесса мышления необходимо сформировать доминантный очаг возбуждения и в процессе решения определенной проблемы постоянно его поддерживать.
Так, И. И. Мечников, изучая взаимоотношения организма и инфекции, наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, однажды бросил в их скопление несколько шипов розы. Личинки окружили эти шипы и переварили их. Обдумывание обнаруженного факта привело Мечникова к разработке теории фагоцитоза. Изобретатель карбюратора Ч. Дюрейа, неустанно работавший над совершенствованием двигателя внутреннего сгорания, увидев у жены пульверизатор для духов, в 1891 г. создал инжектор, распыляющий смесь бензина с воздухом. Шотландский врач Дж. Данлоп был озабочен тем, что сыну неудобно ездить на велосипеде по тряской дороге. Поливая однажды сад, он ощутил, как шланг пружинит под рукой. Это натолкнуло его на мысль о создании мягких шин для велосипедов. Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что метод аналогий эффективно работает только при наличии у исследователя очага доминантного возбуждения по отношению к определенной проблеме.
Способность восприятия образов и формирование нейронных моделей (кодового обозначения объекта или события в коре головного мозга) и последующее манипулирование ими — важнейшее свойство мозга, позволяющее увидеть новое в давно привычном.
Архимед, постоянно обдумывавший вопрос о возможной примеси серебра в золотой короне царя Гиерона, однажды, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекло определенное количество воды. Уяснив сущность этого факта, Архимед выскочил из ванны с криком "Эврика!" ("Нашел!"). Согласно легенде, именно так был открыт сначала метод сравнения объемов различных тел, а затем и основной закон гидростатики.
Легкость генерирования идей, их широта и глубина, способность к предвидению — основные характеристики исследовательской деятельности.
Важную роль в творческом процессе играет подсознание. Поскольку творческая личность находится в постоянном поиске ответов на решаемые проблемы (по дороге на работу и с работы, во время отдыха и т. д.), перевозбужденный мозг и во сне продолжает свою работу. Так, В. М. Бехтерев и О. Бальзак отмечали, что у них процесс творчества продолжался во сне. О. Леви во сне пришла идея о передаче возбуждения с одной нервной клетки на другую. За это открытие через 15 лет он был удостоен Нобелевской премии. Н. Бор во сне увидел образ, натолкнувший его на идею создания планетарной модели атома. Многие мелодии явились Й. Гайдну, В. А. Моцарту, И. Ф. Стравинскому в полусонном состоянии. Периодическая система была "построена" Д. И. Менделеевым во сне. Сам ученый вспоминал об этом так: " Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, — только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка".
Немецкому химику Ф. А. Кекуле циклическая формула бензола пришла во сне, после тяжелого трудового дня, в течение которого решение проблемы так и не было найдено.
В подсознании могут быть решены многие проблемы, а сознание лишь фиксирует результат. Это явление многие оценивают как озарение, или инсайт.
Считается, что "интуиция гения" — это озарение, как бы исходящее свыше. Однако у каждого сколько-нибудь способного человека бывают яркие мгновения вдохновения, ассоциируемые с самоощущением "гениальности". А видимая легкость генерирования идей у выдающихся людей — гениев есть результат огромного труда, помноженного на способность улавливать самые слабые аналогии, огромную эрудицию и неистощимую фантазию.
Выдающийся математик А. Пуанкаре, вспоминая, как он совершил одно из своих открытий, пишет: "Однажды вечером, вопреки своему обыкновению, я выпил черного кофе и не мог заснуть; идеи возникали в голове толпами..." Конечно, можно дать совет молодым ученым: пейте больше черного кофе. Естественно, это не даст каких-либо результатов, хотя совет и не лишен определенного здравого смысла, поскольку кофе тонизирует организм. Однако новые плодотворные идеи придут в голову не тому, кто больше выпьет кофе, а тому, кто изо дня в день много и упорно думает и работает над определенной научной проблемой. Так, И. Ньютон, объясняя, как он пришел к закону тяготения, сказал, что он постоянно думал об этом. Легендарное яблоко было лишь внешним толчком к решению проблемы. Не зря Л. Пастер заметил, что случай благоприятствует лишь подготовленному уму.
Важное качество исследователя — способность к наблюдению. Любое наблюдение возможно лишь при наличии внимания к окружающему, особенно если это внимание сконцентрировано на каком-то определенном предмете, к которому специалист проявляет сильный интерес. Наблюдательность тесно связана с памятью: человек со слабой памятью не может быть наблюдательным, так как в любом наблюдении есть элемент сопоставления с ранее известным. При этом видеть и выделить, заметить и сделать из замеченного правильные предположения и выводы — принципиально разные понятия. Так, Э. Дженнер, заметив (хотя это было известно и до него), что люди, заразившиеся оспой коров, переносят натуральную оспу в легкой форме, предложил способ оспопрививания. А. Флеминг обнаружил, что в чашке Петри (засеянной стафилококком), в которую случайно попал плесневый грибок, образовалась зона отсутствия роста патогенного микроба. Это привело к открытию пенициллина, а затем и других антибиотиков.
Академик А. Н. Несмеянов, отвечая на вопрос: "Какое главное качество должен иметь молодой человек, вступающий в науку?" — пишет: "...самое главное качество — влюбленность, ненасытный интерес к тайнам природы и к путям овладения этими тайнами. От ученого требуется и огромный повседневный труд, труд через всю жизнь, и огромная работа мозга и терпение..."
Одержимость поиском, поглощенность проблемами науки — вот главные черты исследователя. Не зря И. П. Павлов говорил, что наука требует от человека большого напряжения и великой страсти.
Умение выделять главное — существенное качество ума, требуемое ученому.
Для мышления исследователя важной представляется способность к обобщению на основе недостаточного числа признаков. П. И. Карпов отмечает, что "эта способность крайне важна в творческом процессе, и если люди овладевают ею, то они мыслят так, как гении".
Т. А. Эдисон говорил, что талант состоит из 1% вдохновения и 99% тяжелого груда. Таланту нельзя научиться, но можно его развить. Способности — это еще не талант, но уже его предпосылка. Наблюдательность, так же как и другие способности, можно развивать и совершенствовать. Для этого имеются специальные тесты и приемы.
Долгие годы неизменными атрибутами творчества считали озарение, прирожденные способности, счастливый случай, а само понятие "творчество" связывали с технологией перебора вариантов методом проб и ошибок. Несмотря на то что метод проб и ошибок широко распространен в науке, это наименее эффективный путь к истине. Превращение науки в производительную силу общества и выделение ученых в самостоятельную профессию поставили задачу разработки методов активации научного творчества и алгоритма творческого процесса.
R. Merton [18], проанализировав 264 исторически зафиксированных случая многократности открытий, получил следующие результаты: большую часть этих открытий — 179 — составляют двоичные, 51 — троичные, 17 — четверичные, 6 — пятеричные, 8 — шестеричные. Отсюда следует вывод, что любое открытие имеет свою внутреннюю логику, определенные этапы, стадии и условия, набор изначальных знаний, при которых это открытие реализуется. Историческая практика показывает, что к одному и тому же открытию можно прийти разными путями, на что, вероятно, решающее влияние оказывает изначальный набор знаний, известных первооткрывателю, а также стиль его мышления и многие другие факторы.
Г. С. Альтшуллер [1] отмечает, что изобретение — это закономерный переход технической системы от одного состояния к другому. Опираясь на знание закономерностей развития технических систем, можно планомерно решать задачу, сознательно преодолевая трудности, в том числе психологические.
Н. В. Гончаренко [7] разделяет творческий процесс на три стадии: 1-я — рождение замысла, гипотезы, когда творческая идея говорит только о цели, желании, о том, что творцу хочется, а не о том, чего он действительно достигает; 2-я — логический анализ, сбор информации, обогащение знаний, разработка плана деятельности; .3-я — фактическая реализация составленного плана, воплощение замысла.
П. К. Энгельгеймер в книге "Теория творчества" отмечает, что первый этап творчества дает замысел, второй —- план, третий — поступок.
Таким образом, творчество в определенной степени представляет собой формализованный процесс, который может быть описан совокупностью алгоритмических действий.
Среди методов, активизирующих научное творчество, широко известен метод мозгового штурма (мозговой атаки), автором которого является А. Осборн. В основе этого психологического метода лежит утверждение о том, что процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. Осборн предложил осуществлять генерирование идей в условиях, когда критика запрещена и, наоборот, всячески поощряется каждая идея, какой бы фантастической она ни казалась. Для проведения мозгового штурма отбирают небольшую (6-8 человек) группу специалистов, желательно из смежных областей знания, психологически адаптированных друг к другу и по стилю мышления являющихся "генераторами идей". Генерирование идей осуществляют в быстром темпе. В минуты "коллективного вдохновения" возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, прорываются и высказываются смутные догадки и предположения [1]. Высказанные идеи записываются и передаются группе экспертов для оценки и отбора самых перспективных. Психофизиологические основы мозгового штурма можно объяснить с помощью теории З. Фрейда, согласно которой сознание человека — всего лишь тонкая надстройка над бездной подсознания. В обычных условиях сознание контролирует процессы мышления привычными представлениями и запретами. В условиях мозгового штурма запреты снимаются и создаются возможности для прорыва из подсознания иррациональных идей.
Модификацией метода мозговой атаки является синектика, разработанная У. Гордоном. Особенностями этого метода является формирование более или менее постоянных групп "генераторов идей", внесение элементов критического анализа высказанных идей, наличие руководителя синектической группы, который направляет процесс и предлагает определенные аналогии. В отличие от Осборна Гордон делает упор на необходимость предварительного сбора информации, обучения экспертов, на использовании специальных приемов организации процесса выработки решения.
Сущность морфологического метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все возможные варианты решаемой проблемы. Морфологический метод предусматривает построение двухмерной матрицы: выбирают две важнейшие характеристики технической системы, по каждой из них составляют список альтернативных вариантов и на основе этого строят таблицу, осями которой являются эти списки. Каждая клетка такой таблицы соответствует возможным вариантам решения технической задачи.
В 1950—1960 гг. Г. С. Альтшуллером было выдвинуто предположение о том, что творческий процесс представляет собой алгоритм последовательно осуществляемых действий. На основе этого были разработаны алгоритм и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), с помощью которой, опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, вырабатывают правила организации мышления по определенной схеме. Г. С. Альтшуллер считает, что существуют объективные законы развития технических систем, исключающие слепой перебор вариантов [1].
Для решения изобретательских задач в рамках ТРИЗ необходимо иметь мощный информационный фонд, включающий прежде всего типовые приемы устранения противоречий (административных, технических, физических) между современным состоянием объекта и идеальным конечным результатом. ТРИЗ представляет собой алгоритм, позволяющий выйти на идею решения задачи, и только от индивидуальных качеств изобретателя зависит, на каком этапе будет найдена идея.
Алгоритм решения изобретательских задач включает следующие основные этапы: 1) анализ задачи; 2) анализ модели задачи; 3) определение идеального конечного результата и физического противоречия; 4) анализ способа устранения физического противоречия.
Решение задачи начинают с перехода от заданной ситуации к минимальной задаче, получаемой по правилу "техническая система остается без изменений, но исчезают недостатки или появляются требуемые свойства".
Следующим этапом является формирование модели задачи — предельно упрощенной схемы конфликта, составляющего ее суть. Определение идеального конечного результата и противоречий, препятствующих решению задачи, — основа ТРИЗ. При этом выполняются стереотипные логические приемы (уменьшение, увеличение, изменение физического состояния объекта, его температуры, формы и т. д.), которые позволяют исследователю натолкнуться на решение задачи.
ТРИЗ включает в себя три стадии: аналитическую (анализ задачи с целью выявления технического противоречия и вызывающих его причин); оперативную (поиск технического противоречия и его устранения); синтетическую (внесение дополнительных изменений в методы использования объекта, в другие объекты, работающие совместно с измененным). Каждая стадия состоит из нескольких шагов и многочисленных стандартных постановочных вопросов, ответы на которые наталкивают на решение задачи. Так, например, аналитическая стадия включает четыре шага. На первом надо ответить на вопрос: "Что желательно получить в идеальном случае?", на втором — "В чем состоит помеха?", на третьем — "В чем непосредственная причина помехи?", на четвертом — "При каких условиях помеха исчезает?"
Оперативная стадия включает шесть шагов: первый шаг — проверка возможности изменения в самом объекте (изменения размеров, формы, материала, температуры, давления, окраски, взаимного расположения частей и т. д.). Второй шаг — проверка возможного разделения объекта на независимые части (разные по функциям части, выделение "слабых" и необходимых частей). Третий шаг — проверка возможных изменений во внешней (для данного объекта) среде (изменение параметров среды, замена среды, разделение среды на составные части, использование внешней среды для выполнения полезных функций). Четвертый шаг — проверка возможных изменений в объектах, работающих совместно с данным. Пятый шаг — заимствование прообразов из других отраслей знания или природы. Шестой шаг — вхождение в образ изобретаемого устройства или его окружения.
Методика ТРИЗ учитывает психологические особенности человека: обычно исследователь, размышляя над решением задачи, представляет прототип и мысленно изменяет его. Методика предлагает отталкиваться от идеальной, еще не существующей конструкции.
Использование для генерации новых идей накопленного опыта, обращение к решениям, принимавшимся ранее, составляет сущность метода аналогий. Этот древнейший и широко используемый метод, к сожалению, имеет низкую эффективность, поскольку требует большого опыта и запаса знаний для выбора адекватных аналогий.
Метод интуиции требует не только большого опыта и знаний, но и внутреннего чутья и проницательности, позволяющих выбрать правильное решение, часто ничем не обоснованное, но тем не менее верное.
И. С. Фельдблюм [14] считает, что подобно тому, как математический анализ позволяет вскрыть новые закономерности в теоретической физике, так и информационный анализ может служить средством получения нового знания путем построения информационных моделей.
Д. Д. Венедиктов [5] отмечает, что требуется опережающий поиск методологии предвидения и прогнозирования медицинской науки и здравоохранения с широким применением методов системного анализа и информационного моделирования.
Информационное моделирование как инструмент научного предвидения включает в себя методы семантического анализа информации и методов формализованного анализа ценностных ее характеристик; на их основе синтезируется новая информация, которую невозможно получить другими путями [10]. Р. В. Вальдман [4] рассматривает информационное моделирование как метод исследования научно-технических ситуаций, в процессе которого осуществляется анализ, синтез и фиксация информации, содержащейся в предмодельных документах, а также интерпретация интегративной информации, отображаемой посредством модели. Потребитель информационной модели рассматривается в этой системе как лицо, принимающее решение. Информационное моделирование включает системный анализ научно-технических ситуаций, выявление наиболее значимых, приоритетных направлений, предоставление альтернативных путей решения задачи, что существенно облегчает процесс принятия управленческих решений и делает их более обоснованными. В медицине с использованием методов информационного моделирования важные практические результаты получены А. М. Пикениным [12], Э. Н. Солошенко [13] и др.
В последние годы большое распространение получил метод кластерного анализа библиографических ссылок, ключевых слов, тематических рубрик и т. д., позволяющий использовать их в качестве маркеров "интеллектуального пространства", своеобразных "карт науки" для выявления активных "точек роста" и незримых связей между различными предметными областями науки, методами и технологиями [6, 8, 9, 11, 15, 16]. Исследование "карт науки", полученных с помощью кластерного анализа и других методов формализованной оценки информационных потоков и фактографических данных, позволяет ученым осуществлять выход на новые, оригинальные идеи, способствует научному предвидению и прогнозированию в науке.
Исследование комплекса знаний, накопленных наукой, выявляет две ситуации. В ситуациях первого типа еще неясно, каких знаний не хватает, в то время как в ситуациях второго типа оказывается возможным, сопоставляя фрагменты накопленного знания, предположить характеристики еще не известных особенностей изучаемых свойств мира и тем самым очертить границы незнания. Этот уровень незнания — пробел — уже позволяет наметить вполне конкретную программу действий по получению требуемого результата [3], т. е. речь идет о выявлении отсутствующих звеньев (пробелов), из-за которых цепь познания оказывается разорванной либо незавершенной.
Пробельный анализ представляет собой последовательность предположений о достижимом знании. В процессе осуществления пробельного анализа имеющееся знание оформляется сначала в виде цепи, а затем в виде эталонного представления, позволяющего, ориентируясь на цель, поставить задачу для конкретного исследования [3].
В пробельном анализе есть три фиксированных этапа: предположение о цели, предположение об объеме наличного знания, предположение о результате, достижимом в ходе конкретной НИР. Первая группа — это предположения о том, как должен пройти процесс и как обеспечить взаимосвязанное, ориентированное на общую цель участие привлекаемых систем. Предположения второй группы включают в себя то состояние, к которому должна прийти каждая из привлекаемых систем знания в предполагаемом процессе развития. Поскольку пробельный анализ требует обеспечения связи между различными областями знания и глубокими знаниями в исследуемой отрасли, то для его проведения необходима специфичная квалификация [3].
Общая задача — увидеть инвариант в функциональных представлениях различных систем знаний. Сопоставление этих инвариантных функциональных представлений с функциональным представлением совершенствуемой предметной области, также выраженным в инвариантных терминах, позволяет выявить потенциально полезные результаты [3].
В коммуникационном плане метод пробельного анализа означает наличие своего рода каналов связи, позволяющих извлечь нужное знание для получения нового знания [3]. Пробельный анализ является инструментом интеграции, ищущим и обнаруживающим родство между различными дисциплинами, т. е. междисциплинарным методом, как бы притягивающим разные дисциплины друг к другу и создающим предпосылки для формирования на их базе интегральной дисциплины [2].
В настоящее время широко используются компьютерные программы, моделирующие такие сложные процессы, как игра в шахматы или сочинение музыки. Однако до сих пор не создано каких-либо компьютерных программ, которые реально могли бы не переоткрывать заново уже известные факты, а моделировать научную деятельность в еще не исследованных областях знания.
Многие ученые заняты изучением процессов научного открытия путем создания компьютерных программ, способных с большей или меньшей долей приближения имитировать тот путь, которым шел ученый-первооткрыватель, т. е. создаются реальные предпосылки к моделированию процессов научного творчества. Так, например, система MOLGEN, предложенная в 1979 г. Friedland, описывает процессы построения экспериментов в молекулярной генетике. Система BACON, созданная в 1987 г. Simon, способна в течение нескольких секунд "переоткрыть" третий закон Кеплера или вывести классификацию химических веществ исходя из их свойств [19]. Система KEKADA с помощью компьютерной программы описывает эвристические приемы, стратегию и последовательность экспериментов, приведших X. А. Кребса к открытию метаболического цикла в организме человека и животных, получившего название "цикла Кребса" [17]. Организация системы KEKADA основана на пространственной модели "научения", разработанной Саймоном и Ли, в соответствии с которой осуществляется поиск в двух пространствах: "пространстве примеров" (совокупности возможных экспериментов и их возможных результатов) и "пространстве правил", куда входят гипотезы. Причем каждой гипотезе с помощью специальной процедуры приписывается та или иная степень уверенности в ней. Система включает также динамическую рабочую память и набор правил "условия — действия".
Активация научного творчества достигается и за счет интенсификации коммуникативных связей и междисциплинарного общения ученых, создания творческого климата внутри научных учреждений, усиления информационного обеспечения и т. д.
Несмотря на то что наука все в большей степени становится коллективной, открытия в науке совершали, совершают и будут совершать отдельные ученые, т. е. конечное "озарение", приводящее к открытию чего-то принципиально нового, — процесс сугубо индивидуальный и всегда будет принадлежать какому-либо конкретному ученому. И все же искусству творчества можно и нужно учиться, создавая определенные условия и пользуясь определенными приемами, способствующими активизации научного поиска, приближающими "вспышки озарения" и дающими возможность совершить открытие не только гениям, но и рядовым ученым.
1.Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. — Новосибирск: Наука, 1986. — 209 с.
2.Берштейн Э. С. // НТИ. - 1985. - Сер. 2. - № 6. - С. 1 - 14.
3.Берштейн Э. С. // НТИ. - 1983. - Сер. 2. - № 6. - С. 1 - 15.
4.Вальдман Р. В. // НТИ. - 1980. - Сер. 1. - № 9. - С. 10 - 16.
5.Венедиктов Д. Д. Некоторые организационные и методические вопросы дальнейшего развития системы научной медицинской информации // Роль служб научной медицинской информации в реализации мер, направленных на увеличение продолжительности жизни и трудовой активности людей. — Киев, 1982. - С. 6 - 8.
6.Гарфилд Ю. // Вести. АН СССР. - 1982. - № 7. - С. 42 - 50.
7.Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991. — 432 с.
8. Кара-Мурза С. Г. Проблемы интенсификации науки: технология научных исследований. — М: Наука, 1989. — 248 с.
9. Кара-Мурза С. Г. // Вопр. истории естествознания и техники. - 1983. — № 1. — С. 24 — 36.
10.Коренной А.А. Информационные модели в управлении наукой // Науковедение и информатика. — Киев, 1981. — Вып. 22. - С. 36 - 42.
11.Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. — М.: Наука, 1988. - 288 с.
12.Пикенин А. М. Оптимизация прогнозирования и планирования научных исследований в медицине: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. — М., 1975. — 27 с.
13.Солошенко Э. Н. Информационное моделирование лекарственной болезни // Медицинское науковедение и автоматизация информационных процессов: Тез. докл. Всесоюз. симпоз. — М., 1984. - С. 20 - 21.
14.Фельдблюм И.С. Информационный анализ как средство получения нового знания // Проблемы информационного обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в свете решения XXVI съезда КПСС: Тез. докл. Всесоюз. конф. (Звенигород, 4 — 6 мая 1982 г.). — М., 1982. — Ч. 1. — С. 58 - 59.
15.Шарабчиев Ю. Т. Характеристика документальных информационных потоков и современные наукометрические методы в медицине. — М., 1986. — 72 с.
16.Шарабчиев Ю. Т. Коммуникации в науке: социометрический аспект. — Мн.: Право и экономика, 1995. — 256 с.
17.Kalkarni D., Simon Н. А. // Cognitive science. — Norwood, 1988. - V. 12, N 2. - P. 139 - 175.
18.Merton R. The sociology of science. — Chicago, 1973.
19.Simon N. A. // New ideas in psychology. — Elmsford (N. Y.), 1988. - V. 6, N 2. - P. 177 - 181.
Медицинские новости. – 1996. – №8. – С. 26-31.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.