Рак желудка — злокачественная опухоль, развивающаяся из эпителиальных клеток слизистой желудка и характеризующаяся быстрым ростом и ранним метастазированием.
Среди населения земного шара заболевание распространено неравномерно. Наиболее высокий его уровень отмечен в Бразилии, Чили, в бывшем СССР (особенно в России и Прибалтийских государствах), низкий — в республиках Закавказья и Средней Азии.
В Беларуси в структуре заболеваемости различными новообразованиями в 1970 г. рак желудка при показателе 29,8% находился на первом месте. В течение последнего десятилетия заболеваемость раком желудка несколько снизилась, что обусловлено главным образом изменением характера питания населения. В 1994 г. за счет снижения заболеваемости раком желудка и роста заболеваемости раком легкого последний вышел на первое место — 44,7 случаев на 100 000 населения, а рак желудка на второе — 38,1.
При раке желудка сохраняются высокие показатели смертности. Так, в 1990 г. смертность мужчин составила 35,1, женщин — 15,2 на 100 000 населения. К 1994 г. отмечено умеренное снижение показателя: у мужчин — 32,8, у женщин —13,6.
Причинные факторы. Уровень заболеваемости раком желудка зависит от характера питания и обусловлен наличием в пищевых продуктах канцерогенных веществ, таких как ароматические углеводороды, ароматические амины, нитрозосоединения и др.
Рак желудка чаще встречается в регионах, где население употребляет в пищу большое количество продуктов из злаковых, соления, маринады, крепкие алкогольные напитки, пережаренные жиры, копчености домашнего приготовления, жареное мясо, рыбу, питается однообразной пищей, а также не соблюдает правила гигиены полости рта (лечение кариозных зубов, тонзиллитов).
В возникновении рака желудка имеет значение избыточное потребление поваренной соли, поскольку она вызывает гиперплазию слизистой оболочки желудка, снижает кислотность желудочного сока, разрушает слизистый барьер, в результате чего облегчается контакт канцерогенов с эпителием желудка. В странах с высокой заболеваемостью (Япония) уровень потребления соли значительно выше, чем в странах с низкой заболеваемостью (США).
Особая роль в развитии рака желудка принадлежит нитрозаминам. Как правило, в пищевых продуктах нитрозамины содержатся в небольших количествах, безвредных для человека. Они синтезируются в желудке из продуктов, содержащих нитриты и нитраты, под влиянием ферментов, выделяемых микробной флорой, которая в большом количестве присутствует у людей с пониженной кислотностью желудочного сока. Высоко содержание нитритов и нитратов в некоторых сортах копченой, вяленой и соленой рыбы, в отдельных сортах пива, консервов и колбас. Их концентрация в продуктах питания возрастает при чрезмерном использовании в сельском хозяйстве азотистых удобрений, загрязненной нитратами воды.
Существенное значение в развитии рака желудка придают содержанию в почве микроэлементов. Так, низкий уровень заболеваемости в Молдове, Казахстане объясняется высоким содержанием солей магния, в отдельных регионах Китая — повышенной концентрацией селена.
В поликлиниках городов и райцентров недостаточное внимание уделяется формированию диспансерных групп по предраковым заболеваниям желудка. Данная ситуация объясняется как снижением онкологической настороженности участковых терапевтов и гастроэнтерологов, так и попросту незнанием заболеваний, подлежащих диспансерному учету.
К предраковым заболеваниям желудка относятся такие, при которых в клетках желудочного эпителия возникают очаги усиленной пролиферации с последующей атипией эпителия. Эти морфологические изменения чаще встречаются при хроническом гастрите; полипах; хронических язвах желудка; болезни Менетрие; хроническом гастрите оперированного желудка.
Хронический гастрит. Еще в прошлом столетии под влиянием учения Р. Вирхова о роли постоянного раздражения большое значение в развитии рака придавали наличию воспалительного процесса в слизистой оболочке желудка, особенно длительному раздражению поверхностного эпителия и возникновению тяжей, врастающих в стенку желудка и в последующем образующих раковую опухоль. Рак желудка у больных хроническим атрофическим гастритом со сниженной секреторной функцией обнаруживается в 4— 6 раз чаще, чем у здоровых людей. Чаще малигнизация наблюдается при хроническом гастрите с метаплазией эпителия по кишечному типу.
В зависимости от микроскопического строения выделяют несколько разновидностей полипов желудка. К числу предраковых относят железистые (аденоматозные) полипы. Частота превращения полипов в рак колеблется в широких пределах (10—40%) и зависит от продолжительности наблюдения за больными полипозом.
При хронической язве желудка опасность ее малигнизации, пожалуй, не менее значительна, чем малигнизации полипов. По данным литературы, от 10 до 50% случаев рака желудка происходят из язвы; в работе [2] называется цифра 27,8%. Среди 698 больных, которым за 1964—1974 гг. была произведена резекция желудка по поводу рака, происхождение опухоли из язвы установлено в 28,2% случаев [3]. Чем дольше существует язва, чем больше ее размер, чем более проксимально она расположена, тем больше оснований для подозрения на малигнизацию.
Болезнь Менетрие — своеобразное и редкое заболевание желудка, характеризующееся гиперплазией эпителия и резким утолщением складок слизистой оболочки желудка; в отдельных участках обнаруживают полипозные разрастания. Повышенное слизеобразование сочетается с гипосекрецией соляной кислоты. Диагноз подтверждается с помощью биопсии глубоких слоев слизистой оболочки желудка. Малигнизация наблюдается примерно у 10% страдающих болезнью Менетрие.
Атрофический гастрит оперированного желудка развивается в результате снижения кислотности желудочного сока и заброса желчи в культю желудка. Это приводит к хроническому гастриту, зачастую сопровождающемуся дисплазией и кишечной метаплазией. С течением времени патологические изменения прогрессируют, частота их возрастает. Малигнизация слизистой культи желудка развивается у 2,0—6,0% оперированных по поводу неопухолевых заболеваний желудка. В последние годы заболеваемость раком культи резецированного желудка растет.
Опухоль чаще возникает через 10—20 лет после операции. Риск развития рака высок у лиц, которым резекция желудка выполнена в молодом возрасте.
Пациенты с предраковыми заболеваниями подлежат диспансерному наблюдению у терапевта и гастроэнтеролога. Контрольные обследования этих больных должны проводиться 2 раза в год с обязательным эндоскопическим или рентгенологическим исследованием желудка.
Нами проанализирован 131 протокол на выявление запущенности рака желудка по данным организационно-методического кабинета Минского городского онкодиспансера (60,3% — мужчины, 39,6% — женщины). Настораживает тот факт, что в 66,4% случаев запущенность процесса диагностирована в общеклинических учреждениях. Скрытое течение заболевания констатировано в 47,3% случаев. В этой группе у 33,8% пациентов выявлены множественные метастазы в печень; инвазия поджелудочной железы — у 9,6%; канцероматоз, асцит — у 14,5%; тотальный рак желудка со стенозированием и метастазами в печень — у 9,6%. У данных больных скрытое течение заболевания сомнительно, и только правильно собранный анамнез позволил бы по-другому интерпретировать причину запущенности. Несвоевременное обращение к врачу констатировано в 41,2% случаев, ошибки диагностики — в 5,3% и неполное обследование — в 6,1%.
В целом по группе характерно преимущественное поражение печени (50,3%), канцероматоз с асцитом (41,2%), реже — Крукенберговские (в яичник) метастазы (3,0%), метастазы Вирхова (левая надключичная область, 2,0%), метастазы в головной мозг (1,7%) и в надпочечник и головной мозг (0,7%).
Отсутствие полноценной диспансеризации, снижение онкологической настороженности врачей привело к росту распространенных форм рака желудка в Беларуси, который в 1980 г. составил 35,5%, а в 1994 г. -37,4%.
Клинические проявления рака желудка разнообразны и во многом определяются степенью распространенности опухолевого процесса.
Рак желудка на ранних стадиях не дает характерных признаков, по мере дальнейшего развития симптомы сходны с рядом воспалительных заболеваний желудка и лишь в позднем периоде клиническая картина уже не вызывает сомнений. Клинические признаки рака желудка зависят от распространенности опухоли по слизистой желудка и нарушений анатомии и функции органа. Наиболее частый симптом — боль, локализующаяся, как правило, в эпигастральной области и возникающая после обильного приема пищи. С течением времени интенсивность болей нарастает, они становятся постоянными и уже не зависят от количества принимаемой пищи.
Довольно часто больные раком желудка жалуются на отсутствие аппетита, некоторые из них отмечают отвращение к мясной пище, тошноту, изжогу, отрыжку. Важно проследить динамику симптомов, т. е. вначале появляется чувство переполнения желудка, стойкая отрыжка воздухом, в дальнейшем — тухлым. Рвота настораживает в отношении развития субкомпенсированного, а затем и декомпенсированного стеноза привратника.
Собирая анамнез у пациента с заболеванием желудка, участковому врачу, гастроэнтерологу необходимо помнить о синдроме "малых признаков", описанных еще в 1947 г. А. И. Савицким: ухудшение самочувствия, повышенная утомляемость, психическая депрессия, снижение аппетита, похудание, бледность кожных покровов, желудочный дискомфорт, отсутствие удовлетворения от приема пищи. Данные симптомы свидетельствуют и о распространенности опухолевого процесса.
Клиническая картина рака желудка во многом зависит от локализации опухоли. Клинические проявления наиболее отчетливо выражены при раке пилорического отдела желудка, где на первый план выступают симптомы стеноза привратника. Пациентов беспокоит чувство тяжести в эпигастральной области, отрыжка с неприятным запахом, рвота пищей, съеденной накануне или за несколько часов. Больные вынуждены самостоятельно вызывать рвоту, приносящую им облегчение. Пальпаторно определяется увеличенный желудок, удается обнаружить "шум плеска", а нередко и опухолевый узел. Вследствие потери большого количества ионов и белков наступает обезвоживание и быстрое истощение.
Кардиальный рак желудка по мере роста опухоли приводит к развитию дисфагии. Вначале затруднено прохождение пищи и больной вынужден запивать ее водой, затем нарушается прохождение мягкой и полужидкой пищи, со временем не проходит и вода. У пациентов нарастает слабость, они быстро худеют.
Рак тела и дна желудка характеризуется общеклиническими проявлениями (тупая боль в эпигастрии). Рост опухоли приводит к распаду в опухолевом узле и кровотечению. Прогрессирует ухудшение общего состояния. Усиливаются апатия, слабость, похудание, бледность кожных покровов, потеря тургора кожи. Появляются изменения со стороны периферической крови, выражающиеся в падении гемоглобина и количества эритроцитов, нарастает легкий лейкоцитоз, повышается СОЭ.
Диагностика. Вопросы своевременной диагностики (особенно ранних форм) рака желудка имеют первостепенное значение. Радикальное лечение заболевания на ранних стадиях, как правило, приводит к полному выздоровлению.
Один из наиболее информативных методов диагностики рака желудка, позволяющий установить локализацию опухоли, особенности ее роста и распространенности, — рентгенологическое исследование.
Рентгенологические признаки рака желудка:
— деформация контуров желудка;
— патологические изменения рельефа слизистой оболочки;
— дефект наполнения, обусловленный экзофитным ростом опухоли;
— отсутствие перистальтики в зоне опухолевого поражения.
Основная часть рентгенологического исследования желудка — просвечивание — осуществляется с помощью рентгенотелевидения. Просвечивание необходимо для определения эластичности стенок желудка, для оценки характера перистальтики и смещаемости желудка. При рентгеноскопии выполняется серия рентгенограмм. Если есть показания (небольшие опухоли желудка и др.), осуществляется серия полипозиционных рентгенограмм пневморельефа с помощью двойного контрастирования желудка тонким слоем бариевой взвеси и воздухом [4,5]. Для получения пневморельефа желудок, заполненный небольшим количеством бариевой взвеси, раздувают газообразующей смесью соды и лимонной кислоты. Не потеряла своей практической значимости и крупнокадровая флюорография желудка [1].
В последние годы широко внедряется фиброгастродуоденоскопическое исследование, которое позволяет не только определить локализацию, анатомический тип роста опухоли, но и получить отпечатки с ее поверхности и произвести биопсию. Пользуясь методикой, предложенной В. Д. Берлинским, эндоскопист имеет возможность определить и кислотно-щелочный состав содержимого желудка.
По данным эндоскопического отделения стационара 2-й городской клинической больницы (зав. О. М. Лях), в 1993 г. на 2646 гастроскопии выявлено 25 (0,9%) злокачественных опухолей желудка, 78 (2,9%) доброкачественных и 154 (5,8%) язвы желудка. Аналогичные данные получены и в 1994 г.: на 3453 исследования рак желудка диагностирован в 27 (0,7%), доброкачественные опухоли желудка — в 72 (0,2%) случаях. В специализированных онкологических учреждениях процент онкопатологии выше. В эндоскопическом отделении Минского городского онкодиспансера (зав. А. М. Голуб) в 1994 г. на 1896 гастроскопии рак желудка выявлен в 15,5%, рак пищевода и 12-перстной кишки — в 2,5%, рецидив рака в культе оперированного желудка — в 0,2% случаев.
Большие трудности возникают в диагностике раннего и инфильтративного рака желудка, распространяющегося в подслизистом его слое. Здесь полезной может оказаться хромогастроскопия, при выполнении которой слизистую желудка перед осмотром окрашивают красителями (толуидиновый синий, генциан фиолетовый и др.). Эффективность исследования возрастает, и ранний рак удается диагностировать почти в 90% случаев.
Таким образом, диагностика рака желудка должна быть комплексной. Подробный анамнез, рентгенологическое и гастроскопическое исследования, анализ кала на скрытую кровь, цитологический анализ, анализ промывных вод желудка, УЗИ брюшной полости позволяют оценить степень распространения опухолевого процесса. Важное значение принадлежит формированию диспансерных групп и своевременному их обследованию. Опыт Японии убеждает в необходимости поиска оптимальных путей скрининга рака желудка.
Литература
1. Голуб Г. Д., Пархамович О. А. Развитие методов рентгенологической диагностики опухолевых заболеваний в БССР // Актуальные проблемы онкологии и медицинской радиологии.— Мн., 1986.- С. 8-11.
2. Петров Н. Н. Некоторые предраковые заболевания желудка по наблюдениям Института онкологии АМН СССР // Межреспубликанское совещание по вопросам рака и предраковых заболеваний. — Л., 1952.— С. 2—13.
3. Русанов А. А. Рак желудка.— М.: Медицина, 1979. — 232 с.
4. Серова Т. Н. Роль пневмогастрографии в диагностике рака и других поражений большой кривизны желудка // Актуальные проблемы онкологии и медицинской радиологии.— Мн., 1979.— С. 27-29.
5.Сонкин Ю. В. Возможности метода двойного контрастирования в рентгенодиагностике заболеваний желудка // Актуальные проблемы онкологии и медицинской радиологии.— Мн., 1979.-С. 29-31.
Медицинские новости. – 1996. – №6. – С. 19-22.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.