Саркоидоз — системное заболевание, морфологическим субстратом которого является неказеозный эпителиоидно-клеточный гранулематоз, поражающий лимфатические узлы, легкие, печень, кожу, глаза [5], а также органы мочевой и мужской половой систем, например почки [2, 9, 10, 41], мочевой пузырь[42], органы мошонки [24, 26, 33, 34, 40, 45], половой член [14, 39, 47], предстательную железу [13, 18], семенные пузырьки [29]. На отсутствие сведений о саркоидозе уретры и мочеточника указывают Jr. A. J. McGowan и Е. Н. Smith [33]. Нам также не встретились подобные сообщения.
Внелегочный саркоидоз по существу представляет собой генерализованный процесс [8]. Совершенствование методов диагностики способствовало увеличению количества выявляемых больных с внелегочными очагами поражения даже в тех случаях, когда последние не имеют клинических признаков [7].
Поражение почек при саркоидозе встречается в1-10% случаев [31, 32]. Б. М. Корнев, А. В. Потапова [5] выделяют следующие клинико-морфологические варианты: кальциевую нефропатию, интерстициальный нефрит и гломерулонефрит.
Кальциевая нефропатия встречается с наибольшей частотой [5]. При хроническом течении саркоидоза длительно существующие гиперкальциемия и гиперкальциурия могут привести к нефрокальцинозу и нефролитиазу [30]. Б. М. Корнев, С. В. Моисеев [4], отмечали гиперкальциурию в 22,3%, гиперкальциемию — в 3,9% случаев. В то же время в работе А. Г. Хоменко, Л. В. Озеровой [11] показано, что нарушение кальциевого обмена не было выявлено ни у одного больного саркоидозом. О саркоидозе с кальциевой нефропатией сообщают В. Л. Добин с соавт. [3]. В генезе патологии кальциевого обмена [23] основную роль отводят нарушению метаболизма витамина D. J. G. Scadding, D. N. Mitchell [41] подчеркивают, что нерастворимые кальциевые соли образуют депозиты, особенно вокруг собирательных трубочек и дистальных канальцев, но могут быть обнаружены и у проксимальных канальцев, клубочков и кровеносных сосудов. Дегенеративные изменения канальцев и клубочков, а также фиброз вокруг кальциевых депозитов могут быть необратимыми, что приводит к почечной недостаточности и гипертензии. У некоторых пациентов кальциевые депозиты могут быть обнаружены на обзорной рентгенограмме как небольшие тени внутри контура почек [16]. А. Е. Рабухин с соавт. [9] отмечали развитие нефрокальциноза у 2% пациентов, страдающих саркоидозом.
Частота камнеобразования в почках у больных саркоидозом у разных авторов значительно варьирует. Среди 160 случаев саркоидоза, описанных W. Т. Longcope, D. G. Freiman [29], в 5 были обнаружены камни в почках; Е. Lebacq et al. [27] обнаружили камни у 21 (14%) из 152 пациентов; G. P. Murphy, H. К. Schirmer [35] выявили камни в почках у 4 (1,3%) из 306 больных саркоидозом, что сопоставимо с распространенностью нефролитиаза в популяции. Э. Г. Асламазов [1] произвел больному саркоидозом пиелолитотомию, и удаленный камень по составу являлся оксалатом. Е. G. Lebacq et al. [28] отмечают, что вероятность развития нефролитиаза у больных саркоидозом в 10 раз выше, чем у здоровых людей, и может сравниться только с таковой у пациентов с гиперкальциурией, вызванной другими причинами. Нарушения пуринового обмена также могут стать причиной поражения почек у больных саркоидозом [4].
У больных с гиперкальциурией при саркоидозе с успехом применяли целлюлозофосфат натрия [28] или терапию ортофосфатом и глюкокортикоидами [25]. J. А. Harvey, С. Y. С. Рак [21] сообщают о пациенте с рецидивным кальциевым нефролитиазом, который страдал мочекислым диатезом и саркоидозом. Для предотвращения камнеобразования в целях контроля нарушений пуринового обмена и гипоцитратурии потребовалось назначение аллопуринола и цитрата К, а для контроля активности саркоидоза — кортикостероидов.
Вторым по частоте вариантом поражения почек при саркоидозе является интерстициальный нефрит — гранулематозный и без формирования гранулем [5]. При гранулематозном интерстициальном нефрите саркоидные гранулемы могут располагаться как в корковом, так и в мозговом слое почек [2]. W. Riche, M. Clark [37] обнаружили гранулемы в почках в 4 из 22, a W. Т. Longcope, D. G. Freiman [29] — в 4 из 23 аутопсий в случаях генерализованного саркоидоза. Исследование нефробиоптатов позволяет доказать наличие гранулематозной инфильтрации почек [41]. Деформация контура почек или чашечно-лоханочной системы саркоидными гранулемами в ряде случаев требует проведения дифференциальной диагностики с опухолью, кистой или туберкулезным поражением почек [41].
В некоторых случаях интерстициального нефрита при саркоидозе гранулемы в почках отсутствуют, а изменения в интерстиции и канальцах носят неспецифический воспалительный характер [15]. Клинически интерстициальный нефрит (с гранулемами или без них) проявляется умеренно выраженным мочевым синдромом, нередко в сочетании с почечной недостаточностью [32]. При интерстициальном нефрите часто встречаются разнообразные канальцевые нарушения: почечный канальцевый ацидоз, почечная глюкозурия, почечный несахарный диабет, а также комплексная канальцевая дисфункция — синдром Фанкони [17]. Редкий вариант поражения почек при саркоидозе — внутрипочечный гранулематозный артериит, клинически проявляющийся артериальной гипертензией [12].
М. С. Turner et al. [46] описывают случай почечной недостаточности вследствие гранулематозной инфильтрации почек, подтвержденной биопсией с последующим лечением преднизолоном. Терапия кортикостероидами гранулематозного поражения почек при саркоидозе приводит как к клиническоиу улучшению, так и к нормализации биохимических показателей, а биопсия почек в том случае, если она произведена после лечения, демонстрирует исчезновение гранулем с остаточными явлениями гиалиноза; иногда персистируют негранулематозные гломерулярные и интерстициальные изменения [41].
Саркоидозный гломерулонефрит может быть представлен различными морфологическими вариантами: мембранозным, мезангиопролиферативным, фокальным [38, 48]. Патогенез гломерулонефрита при саркоидозе до конца не ясен. Высказывается предположение о его иммунокомплексной природе [38]. Мочевой синдром при этом заболевании включает протеинурию, эритроцитурию; иногда он сочетается с артериальной гипертензией. Нефротический синдром при саркоидозе редок, морфологическим субстратом его являются, как правило, мембранозная нефропатия и фокальный гломерулосклероз [43]. Почечная недостаточность редко осложняет течение гломерулонефрита, хотя S. Waldek et al. [48] описывают случай саркоидоза с выраженной почечной недостаточностью, связанной с мезангиопролиферативным гломерулонефритом.
К нечасто встречающимся неспецифическим вариантам поражения почек при саркоидозе относится амилоидоз [5, 6].
Среди редких локализаций саркоидоза — поражение мужских половых органов. W. Т. Longcope, D. G. Freiman [29] из 30 случаев аутопсии при генерализованном саркоидозе обнаружили поражение яичка у 2 человек, придатка яичка — у 2, предстательной железы, семенных пузырьков и семенного канатика — по 1 случаю.
К 1993 г. в литературе описано 28 случаев гистологически подтвержденного саркоидозного поражения придатка яичка [40]. Яичко при саркоидозе поражается еще реже [40, 45]. К 1983 г. было описано только 3 случая изолированного саркоидоза яичка без поражения придатка [34]. Возможно одновременное двустороннее поражение придатков яичек [24]. Саркоидоз придатка яичка может сочетаться с саркоидной инфильтрацией семенного канатика и оболочек яичка [26, 34]. Заболевание проявляется его увеличением — либо диффузным [24], либо локальным в виде одиночного или множественного узлов [34, 40], с распространением саркоидной инфильтраций на яичко [33] или с его атрофией [24]. При саркоидозе яичка оно увеличено, уплотнено, с бугристой поверхностью, придаток может не дифференцироваться [45].
Саркоидозное поражение органов мошонки требует проведения дифференциальной диагностики с опухолевым, кистозным, туберкулезным, сифилитическим, филяриозным, грибковым поражением, сперматической, венерической и паховой гранулемой [40]. R. A. Geller et al. [20] приводят наблюдение сочетания саркоидоза медиастинальных лимфоузлов с карциномой яичка, которое важно было дифференцировать с опухолью яичка с медиастинальными метастазами и саркоидозом яичка.
В случае бессимптомного течения саркоидоза придатка яичка [34, 40] рекомендуется динамическое наблюдение. Отрицательная динамика и подозрение на вовлечение в патологический процесс яичка требуют проведения открытой биопсии. Обнажение яичка производится из пахового доступа. Учитывая возможность развития саркоидоза в контралатеральном яичке и придатке, необходимо стремиться к сохранению гонадной ткани [34, 40]. При подозрении на злокачественное поражение осуществляется высокая орхифуникулэктомия.
К. F. Hausfeld [22] описывает случай первичного саркоидоза мошонки с поражением паховых лимфоузлов.
Чрезвычайно редко встречается саркоидоз предстательной железы. D. J. Brock, M. H. Grieco [13] наблюдали генерализованный саркоидоз с поражением предстательной железы, клинически проявившийся острой задержкой мочеиспускания на фоне неравномерного увеличения железы. Больному была произведена трансуретральная простатэктомия. При гистологическом исследовании резецированной ткани обнаружены и микроабсцессы, и саркоидные гранулемы. Авторы расценивают данный случай как сочетание криптококкового простатита и саркоидоза предстательной железы. R. F. Todd, M. В. Gamick [44] приводят наблюдение аденокарциномы предстательной железы у больного, страдающего саркоидозом. С помощью исследования биоптата предстательной железы были обнаружены аденокарцинома и хроническая гранулематозная реакция. Авторы полагают, что в этом случае простатическая гранулема — проявление генерализованного саркоидоза, хотя нельзя исключить локальную реакцию ткани предстательной железы на карциному. На возможность формирования гранулем в простате при саркоидозе наряду с туберкулезом, бластомикозом, системными гранулематозными заболеваниями — гранулематозом Wegener’a, синдромом Churg—Strauss’a — указывается в работе [18].
В литературе встречаются единичные описания саркоидоза полового члена [14, 39, 47]. Заболевание проявлялось безболезненной нодулярной инфильтрацией головки пениса вокруг наружного отверстия мочеиспускательного канала [47], узлом в венечной борозде [ 14]; инфильтрированные участки кожи подвергались изъязвлению [39]. Необходимо проведение дифференциальной диагностики с туберкулезом, опухолью, сифилисом, венерической лимфогранулемой, паховой гранулемой, грибковыми и паразитарными заболеваниями полового члена, гранулематозом Wegener’a. Наблюдали временный эффект от местного применения кортикостероидов [39].
J. G. Scadding, D. N. Mitchell [41] считают, что ко времени опубликования их монографии (1985) не было описаний саркоидоза мочевого пузыря. Однако еще F. Н. Radewill [36], A. J. French, J. T. Mason [19] наблюдали случаи генерализованного саркоидоза с бляшкоподобной или нодулярной инфильтрацией слизистой оболочки мочевого пузыря, трактуемой как малакоплакия. Т. Таmmela et al. [42] описали саркоидоз мочевого пузыря у женщины с системным саркоидозом, который проявлялся дизурией, микрогематурией. По данным экскреторной урографии отмечался левосторонний уретерогидронефроз с обструкцией на уровне интрамурального отдела мочеточника. При цистоскопии обнаружено опухолевидное образование с буллезным отеком в области левого устья. Была произведена его трансуретральная резекция. При гистологическом исследовании в подслизистом слое обнаружены гранулемы, состоящие из эпителиоидных и многоядерных гигантских клеток, окруженных мононуклеарами, в основном лимфоцитами. В некоторых гранулемах отмечались небольшие участки некроза. Ни кислотоустойчивых бактерий, ни признаков грибковой или паразитарной инвазии, ни тел Michaelis—Gutmann’a и клеток Hanseman’a, типичных для малакоплакии, не найдено. Был назначен преднизолон в дозе 30 мг/сут. При контрольном исследовании через 5 мес отмечено уменьшение явлений гидронефроза (по данным экскреторной урографии), восстановилась нормальная цистоскопическая картина. Авторы считают, что это первое описание поражения мочевого пузыря саркоидозом.
Знание особенностей поражения органов мочеполовой системы при саркоидозе необходимо для правильной диагностики и проведения адекватного лечения.
1.Асламазов Э. Г. // Урология и нефрология. — 1974. — № 4. -С. 65-66.
2.Добин В. Л., Калиничев Г. А. // Терапевт. архив. — 1991. — № 6. - С. 140-142.
3.Добин В. Л., Калиничев Г. А., Кокунова Т. А. // Терапевт. архив. - 1993. - № 2. - С. 62-63.
4.Корнев Б. М., Моисеев С. В. Поражение почек при саркоидозе // 3-й Всесоюз. съезд нефрологов. — Киев, 1986. — Т. 1. — С. 92.
5.Корнев Б. М., Потапова А. В. //Терапевт. архив. — 1991. — № 6. - С. 134-137.
6. Мухин Н. А., Козловская Л. В., Корнев Б. М. и др. //Терапевт. архив. - 1984. - № 7. - С. 115-117.
7.Озерова Л. В., Романов В. В., Бугрова К. М. и др. // Пробл. туберкулеза. — 1995. — № 1. — С. 58.
8.Озерова Л. В., Романов В. В., Добычина А. И. и др. // Пробл. туберкулеза. — 1995. — № 2. — С. 9—11.
9. Рабухин А. Е., Доброхотова М. Н., Тонитрова Н. С. Саркоидоз. — М.: Медицина, 1975. — 176 с.
10.Саркоидоз / Под ред. А. Г. Хоменко, О. М. Швайгера. — М.. Медицина, 1982. — 291 с.
11.Хоменко А. Г., Озерова Л. В. // Сов. медицина. — 1990. — № 10. - С. 32-35.
12.Bottcher E. //Arch. Path. - 1959. — V. 68. - P. 419-423.
13.Brock D. J., Grieco M. H. // J. Urol. - 1972. - V. 107, N 6. - P. 1017—1021.
14.Carli G. // Minerva Dermatol. - 1975. - V. 30. - P. 178-180.
15.Coburn J. W., Hobbs C, Johnston G. S. et al. //Amer. J. Med. - 1967. - V. 42. - P. 273-283.
16.Davidson C. N., Dennis J. M., McNinch et al. // Radiology. — 1954. - V. 62. - P. 203-214.
17.Farge D., Liote F., Turner M. et al. //Amer. J.Nephrol. — 1986. - V. 6. - P. 21-27.
18.Fowler Jr. J. E. Uninary tract infection and inflammation // Year Book Medical Publishers Inc. — Chicago; London; Boca Raton, 1990. - 339 p.
19.French A. J., Mason J. T. // J. Urol. - 1951. - V. 66. - P. 229-233.
20.Geller R. A., Kuremsky D. A., Copeland J. S., Stept R. //J. Urol. - 1977. - V. 118, N 3. - P. 487-488.
21.Harvey J. A., Pak C. Y. С. // J. Urol. - 1988. - V. 139, N 6. - P. 1287-1289.
22.Hausfeld K. F. // J. Urol. - 1961. - V. 68, N 2. - P. 269-272.
23.Henneman P. H., Carrol E. L., Dempsey E. F. //J. Clin. Invest. - 1954. - V. 33. - P. 941-947.
24.Hines H. L., Elgart M. L., Mackenzie A. R. //J. Urol. - 1961. -V. 85, N 1.-P. 71-74.
25.Kogan B. A., Konnak J. W., Lan К. // J. Urol. - 1982. - V. 127, N 2. - P. 339-340.
26.Krauss L. // J. Urol. - 1958. - V. 80, N 5. - P. 367-370.
27.Lebacq E., Desmet G., Verhaegen H. // Postgrad. Med. J. — 1970. - V. 46. - P. 526-529.
28.Lebacq E. G., Henrion J., Mayeur S. // Z. Erkrank. Atm.-Org. - 1977. - Bd 149, N 2. - S. 219-223.
29. Longcope W. Т., Freiman D. G. // Medicine. — 1952. — V. 31. - P. 1-132.
30.Malek R. S. Urolithiasis // Clinical pediatric Urology / Ed. P. P. Kelalis, L. R. King, A. B. Belman, W. B. Sounders. - Philadelphia; London; Toronto, 1976. — V. 2. — P. 865-895.
31.Mayock R. L., Bertrand P., Morrison С. E. et al. // Amer. J. Med. - 1963. - V. 35. - P. 67-89.
32.McCurley Th., Salter J., Click A. //Arch. Path. - 1990. - V. 114.-P. 488-492.
33.McGowan Jr. A. J., Smith E. H. // J. Urol. - 1967. - V. 97, N 6. - P. 1090-1093.
34.McWilliams W., Abramowitz L., Tiamson E. M. // J. Urol. - 1983. - V. 130, N 5. - P. 1201 - 1203.
35.Murphy G. P., Schirmer H. K. //J. Urol. - 1961. - V. 86. -P. 702-706.
36.Radewill F. H. // J. Urol. - 1943. - V. 49. - P. 401-407.
37.Richer W., Clark M. // Amer. J. Clin. Pathol. - 1949. - V. 19. - P. 725-749.
38.Richmond J. M., Chambers В., D’Apice A. J. F. et al. // Med. J. Austr. - 1981. - V. 2. - P.36-37.
39.Rubinstein I., Baum G. L., Hiss Y. //J. Urol. - 1986. - V. 135, N 5. - P. 1016-1017.
40.Ryan D. M., Lesser B. A., Crumly L. A. et al. // J. Urol. — 1993. - V. 149, N 1. - P. 134-136.
41. Scadding J. G., Mitchell D. N. Sarcoidosis. — London, 1985. - 704 p.
42. Tammela Т., Kallioinen M., Koutturi M., Hellstrom P. // J. Urol. - 1989. - V. 141, N 3. - P. 608-609.
43.Taylor R. Т., Senekjian H. O., Knight T. F. et al. //Arch. Intern. Med. - 1979. - V. 139. - P. 1183-1185.
44.Todd R. F., Garnick M. B. // J. Urol. - 1980. - V. 123, N 1. - P. 133-134.
45.Turk С. О., Schacht M., Ross L.//3. Urol. - 1986. - V. 135, N 2. - P. 380-381.
46. Turner M. C., Shin M. L., Ruley E. J. //Amer. J. Dis. Child. - 1977. - V. 131, N 9. - P. 997 - 1000.
47. Vitenson J. R, Wilson J. M. I I J. Urol. - 1972. - V. 108, N 2. - P. 284-286.
48. Waldek S., Agius-Ferrante A. M., Lawler W. // Brit. Med. J. — 1978. - V. 1, N 6120. - P. 1110-1111.
Медицинские новости. – 1996. – №6. – С. 11-14.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.