Шарабчиев Ю.Т.
Творческая одаренность и гениальность: медицинские и социально-психологические аспекты
Минск
Возрождение, развитие и процветание любого общества и нации во многом обусловлены наличием большого количества выдающихся личностей, формирующих особую эпоху расцвета (Ренессанс). История многих стран и народов изобилует фактами появления целой плеяды выдающихся деятелей культуры и науки, играющих решающую роль в возрождении нации.
В связи с этим важное значение приобретает проблема формирования условий, способствующих воспитанию поколения людей, творчески одаренных в различных областях человеческой деятельности. Определенную роль в этом играют медицинские и социально-психологические аспекты
Исследованиями многих ученых установлено, что творческая одаренность и даже гениальность обусловлены медицинскими факторами: наследственностью, типом обмена веществ в организме, гормональным статусом, типом нервной системы и т. д. Многие авторы считают, что одаренность на 80% определяется наследственными, а на 20% — социальными факторами, окружающей средой, семьей, воспитанием, удачей и т. д.Теория генетической обусловленности гениальности была разработана английским антропологом Ф. Гальтоном (1822—1911), хотя эта идея высказывалась многими, начиная с Платона. Исследуя аристократические роды Англии, а также историю выдающихся семейств других стран на протяжении столетий, Гальтон пришел к выводу, что способности высокого уровня (талант, гениальность) передаются из поколения в поколение, уровень одаренности в роду имеет тенденцию к равномерному повышению и, достигая пика, начинает снижаться в последующих поколениях [7]. А. Н. Лук [3] считает, что наследование творческих способностей передается в соответствии с законом регрессии и приводится к среднему уровню. Так, например, потомки Нобелевских лауреатов, как правило, не удостаиваются Нобелевских премий (исключение — дочь Пьера и Марии Кюри и сын Нильса Бора). А. С. Пушкин, размышляя о будущем своего пятилетнего сына, писал, что не желает ему идти по отцовской дороге, т. е. писать стихи и ссориться с царями ("отца не перещеголяет и плетью обуха не перешибет").
Многие исследователи приводят конкретные примеры того, что талант является врожденной способностью, наследуемой из поколения в поколение. Так, прабабка А.С. Пушкина Евдокия Головина (Пушкина) и прапрабабка Льва Толстого Ольга Головина (Трубецкая) были родными сестрами. Поэт Ф. Шиллер, философ Г. Гегель и физик М. Планк имели общего родственника — Иоганна Ванта, жившего в XV в. Житель Вены Симон Михель, умерший в 1717 г., был предком Карла Маркса и Генриха Гейне. В пяти поколениях семьи Бах насчитывалось 16 композиторов [3].
D. Веаvеr [8] считает, что количество талантов "высшего уровня" генетически ограничено. Ф. Гальтон и 3. Фрейд провозгласили, что гениальность — это биологическое явление, и его изучение требует биологического подхода. Ф. Гальтон считал, что семья есть генетический фонд одаренности, из которого отдельные отпрыски получают больше или меньше в зависимости от "биологического расстояния" до центра этого фонда, а сама гениальность есть функция способностей и стремления к напряженному труду [7].
Исследования многих ученых выявили взаимосвязь между рождением высокоодаренных людей и нарушениями у них обмена веществ и другими заболеваниями генетической природы.
Нарушение обмена мочевой кислоты (подагра). В 1955 г. Е. Orowan [13] высказал предположение о связи между высоким уровнем интеллекта и подагрой. Изучение родословных высокоодаренных людей минувших эпох показало, что многие из них страдали подагрой, которая возникает вследствие увеличения содержания мочевой кислоты, в сыворотке крови и последующего отложения мочекислых соединений в тканях, преимущественно в суставах. Поскольку формула мочевой кислоты близка к формуле молекулы кофеина, мочевая кислота стимулирует работу мозга, хотя и не так сильно, как кофеин, но зато действует постоянно. Следует отметить, что в организме млекопитающих вырабатывается фермент уриказа, который окисляет мочевую кислоту. Однако обезьяна и человек утратили способность синтезировать уриказу, расщепляющую ураты — химические гомологи кофеина и теобромина, стимулирующие активность интеллекта, что, вероятно, имело огромное значение в эволюции человека [3]. В. П. Эфроимсон [5] также считает, что высокий уровень мочевой кислоты, уратов в плазме крови является мощным фактором хронического стимулятора, "допинга" умственной активности. При норме 4,1 мг % у женщин и 5,1 мг % у мужчин уровень мочевой кислоты в плазме у отдельных индивидов доходит до 8 — 9 мг %. По данным В.П. Эфроимсона [5], среди обычных людей подагрой страдает 1,5%, среди выдающихся — 15 — 20%, а среди гениев — даже 30 — 40% человек. Патография выдающихся людей, проведенная В. П. Эфроимсоном [5], позволяет отнести к подагрикам Александра Македонского, Суллу, Помпея Великого, Юлия Цезаря, королей Англии — Генриха II и Иоанна Безземельного; Улугбека, Ф. Петрарку, Микеланжело, Б. Челлини, Цезаря Борджиа, Генриха IV Бурбона, В. Шекспира, герцогов Гизов, М. Монтеня, П. Рубенса и Рембрандта, О. Кромвеля, Людовика XIV, Карла XII, И. Ньютона, Г. В. Лейбница, Н. В. Гарвея, М. Мальпиги, Д. Дефо, Ф. Вольтера, Стендаля, Г. Мопассана, А. А. Блока, И. С. Тургенева, Г. Нельсона, Дж. Моргана и Л. Ротшильда, Николая I, О. Бисмарка и многих других.
Среди прочих наследственных факторов, способствующих появлению высокоодаренных личностей, следует выделить синдром Марфана, синдром Морриса, гипоманиакальную депрессию и гигантолобию [5].
Синдром Марфана — тонкокостный, тонкомышечный доминантно наследуемый дефект соединительной ткани, встречающийся с частотой 1:50000. И хотя ни механизмы стимуляции, ни какие-либо биохимические факторы, оказывающие влияние на повышение интеллектуальной активности, не выявлены, В. П. Эфроимсон [5] относит этот синдром к группе медико-биологических факторов, распространенных среди выдающихся личностей. В качестве примера указывается на наличие синдрома у А. Линкольна, Г. X. Андерсена, К. И. Чуковского, Ш. де Голля, В. К. Кюхельбекера, Н. Теслы и др.
Синдром Морриса, или тестикулярная феминизация, — наследственная нечувствительность периферических тканей организма к маскулинизирующему действию андрогенов (гормонов семенников). При мужском хромосомном наборе (46/XY) и наличии семенников, продуцирующих андрогены, но при отсутствии рецепторов мужского полового гормона в периферических тканях развитие организма идет парадоксально по женскому направлению. Развивается псевдогермафродит: высокая, стройная, физически сильная и интеллектуально развитая женщина с семенниками, но без матки, с малым влагалищем, не менструирующая, бесплодная, однако способная к сексуальной жизни и сохраняющая нормальное влечение к мужчинам. Этот синдром встречается среди женщин с частотой около 1:60000, а среди спортсменок олимпийского ранга в 600 раз чаще — 1:100. В. П. Эфроимсон [5, 6] на основании целого ряда доказательств приписывает этот синдром Жанне д’Арк, объясняя исключительные психические, эмоциональные, интеллектуальные и физические возможности этой сильной, красивой, на редкость умной и энергичной девушки тонизирующим действием андрогенов.
Парадоксальным образом именно у выдающихся женщин довольно часто выражена мужская характерология. Таковы Елизавета I Тюдор, Кристина Шведская, Аврора Дюдеван (Жорж Санд) и многие другие, причем в некоторых случаях синдром Морриса здесь полностью исключен. В качестве одного из гипотетических механизмов этого феномена В. П. Эфроимсон [6] называет возможный дисбаланс гормонов коры надпочечников с повышенным выделением андрогенов. Если подобное возникает в критические фазы эмбриогенеза, то, по-видимому, в дальнейшем происходит переориентация женской психики в мужском направлении. Во всяком случае имеются клинические наблюдения, свидетельствующие о том, что неправильное дозирование половых гормонов во время беременности приводит к характерологической переориентации по мужскому типу у рождающихся девочек и развитию наклонности к гомосексуализму у рождающихся мальчиков.
Возникает закономерный вопрос: почему женщины с синдромом Морриса, имеющие семенники, очень часто интеллектуально выше мужчин, тоже обладающих семенниками и тоже выделяющих андрогены?
Механизм гиперстимуляции интеллекта женщин при синдроме Морриса заключается в том, что в отличие от мужчин у них гормон не фиксируется в тканях и клетках-мишенях и поэтому сильнее стимулирует интеллектуальную сферу.
Знание биохимии синдрома Морриса открывает возможности к познанию прочих гормональных механизмов гениальности. Особое место занимают необыкновенная энергия и сила воли, связанные с высокой сексуальностью или, напротив, порожденные сексуальным воздержанием.
В. П. Эфроимсон [5,6] считает, что гиперсексуальность, обусловленную усиленной продукцией андрогенов, можно отнести, хотя и с большой осторожностью, к общему типу внутреннего допинга, стимулирующего не только интеллектуальные возможности, но и общее психоэмоциональное состояние организма.
Повышенная сексуальность (а также биохимические процессы, стоящие за этим), свойственная Ярославу Мудрому, Атилле, Чингисхану, Ивану Грозному, Генриху IV Бурбону, Петру I, Екатерине II, Жорж Санд, А. С. Пушкину, М. Ю. Лермонтову, И. С. Тургеневу, А. Мюссе, Д. Байрону, Г. Гейне, Г. Мопассану, А. А. Блоку, С. А. Есенину, Л. Н. Толстому, И. В. Гете, равно как и полная сублимация секса творчеством (И. Кант, Л. Бетховен), может считаться возможным источником творческой потенции.
Гипоманиакальная депрессия, рассматриваемая В. П. Эфроимсоном [5] на основании более или менее регулярного чередования творческой активности и тяжелых депрессий, т. е. периодов спада интеллектуальной деятельности, эндогенных по своей натуре, была свойственна Д. Свифту, А. Сен-Симону, Н. В. Гоголю, Р. Шуману, В. ван Гогу, Э. Берингу, 3. Фрейду, Т. Рузвельту, Э. Хемингуэю, A. Шопенгауэру. По данным Н. Ellis [9], A. Juda [11], у крупнейших ученых и исторических деятелей гипоманиакальная депрессия встречается в 10 раз чаще, чем у обычных людей (4,0 против 0,4%).
В. П. Эфроимсон [5] считает, что существует определенная корреляция между высоким уровнем умственной активности и особенностями функционирования мозга, что в свою очередь связано с его объемом. И хотя на этот счет имеется множество противоречивых данных, несомненно, что эволюция человечества шла по пути увеличения объема мозга и поверхности коры больших полушарий.
Суммируя роль всех пяти биологических факторов, B. П. Эфроимсон [5] высказывает предположение, что они играют определенную роль в формировании 80 — 90% истинных гениев мировой истории, науки и культуры.
На формирование высокоодаренных личностей большое влияние оказывают многие экзогенные факторы, например, социально-политические и даже экологические условия. В частности, частота появления гениальных людей резко колеблется во времени и в географическом пространстве. Так, в Афинах времен Перикла за полтора поколения из 60 тысяч афинских мужей выделяют более десяти, до сих пор не утративших своего значения: Перикл, Софокл, Сократ, Платон, Аристофан, Фидий, Фукидид, Ксантипп и др. Приблизительная частота гениев 1:6000 говорит о многом. История знает и другие времена вспышкообразного, группового появления гениев: эпоха Птолемеев, Медичи, венская эпоха Гайдна, Моцарта, Бетховена, веймарский период немецкой литературы, развитие микробиологии, связанное с именами Пастера, Коха и т. д. [5];
Согласно исследованиям Е. С. Виноградова [1],в холодное время года рождается больше одаренных людей, чем в теплое. Интересно, что и средний вес новорожденных достигает максимума (3040 — 3120 г) в январе — марте, затем до июля — августа наблюдается уменьшение веса до 2940 — 3060 г, а потом вновь отмечается постепенное возрастание к январю — февралю. Установлено также, что в рождаемости одаренных людей имеет место широтный эффект: она снижается с уменьшением широты. Е.С. Виноградов предполагает, что сезонные колебания рождаемости одаренных людей могут быть обусловлены сезонными колебаниями солнечной активности и атмосферного давления. Скорее всего, солнечные и другие погодные факторы влияют на умственные задатки людей по-разному, в зависимости от их индивидуальных особенностей, времени года и географической широты места рождения.
Важное значение в развитии творческой одаренности имеют некоторые характерологические качества, например такие, как добросовестность, терпение, трудолюбие и т. д. Математик К. Якоби говорил, что всеми своими успехами он обязан не особым природным дарованиям, а упорному тяжелому труду; К. Гаусс утверждал, что отличается от других людей только прилежанием [4]. G. Lucaes [12] считал, что гениальность — это не просто одаренность, заложенная в человеке в виде потенциальных возможностей, а результат упорного труда.
Большинство выдающихся ученых отличались длительным периодом активной творческой деятельности: А. Эйнштейн — 53 года, З. Фрейд — 55 лет. Ученые, добившиеся высоких результатов, начинали, как правило, очень рано. В возрасте до 22лет опубликовали свою первую работу З. Фрейд, Ч. Дарвин, М. Фарадей, К. Гаусс, Д. К. Максвелл. В то же время имеются и прямо противоположные данные. Так, Эйнштейн поздно научился говорить; Р. Декарт считался в школе неспособным; Ю.Либиха исключили из школы за неуспеваемость; в аттестате Г. Гегеля указано, что он совершенно не способен к философии; П. Кюри плохо учился и даже сам считал себя тяжелодумом [4]. И таких примеров множество.
Важными качествами ученого являются способность и потребность к генерированию идей, постоянная их критическая оценка, умение найти своим идеям практическое применение.
Исследователь, лишенный веры в свои идеи, никогда не добьется успеха. Поэтому мало быть генератором идей. Необходимо иметь большую убежденность и стойкость для того, чтобы защитить свою идею, уметь переубеждать противников, находить сторонников и последователей. Для того чтобы творческие способности превратились в творческие достижения, нужны желание, воля, определенная мотивация, как-то: честолюбие, стремление к престижу, приобретению определенных материальных благ, любознательность и т. д.
Среди черт характера, мешающих научному творчеству, следует выделить боязнь неудачи, чересчур высокую самокритичность, лень, трудность начать творческий процесс.
L. Trachtman [14] приходит к выводу, что одно из первых условий для развития талантов в обществе — материальный достаток. Если люди тратят 100% энергии на удовлетворение самых насущных человеческих нужд, то в таком обществе таланты не расцветают. В то же время имеется множество примеров, свидетельствующих о том, что именно отсутствие материального достатка заставляло многих одаренных людей интенсивно работать и достигать высоких результатов (В. А. Моцарт, Дж. Лондон и многие другие).
По мнению J. Gowan, M. Olson [10], превращению генетической одаренности в реальные достижения способствуют формальное образование, наличие "образцов для подражания", "дух времени", в то время как войны и отсутствие политической стабильности тормозят творческое развитие. Кроме того, творческий климат создается в обществе, в котором "есть чувство общности, чувство совместной цели" и вера в прогресс. Авторы также считают, что в принципе возможно изучить динамику сил, приводящих к появлению гениев, а сознательное использование этих сил позволит увеличить их численность.
У читателя, внимательно прочитавшего эту статью, несомненно возникнет мысль: "Все это, конечно, интересно, но какое практическое значение могут иметь эти данные? " Действительно, трудно давать какие-либо практические рекомендации, когда известно, что творческая одаренность отчасти генетически детерминирована, отчасти является следствием ряда заболеваний. Единственное, что напрашивается в качестве вывода, — это более бережное отношение к генофонду одаренных людей (что во все века не было характерно практически ни для одной нации), создание им нормальных условий жизни и творчества, раннее выявление одаренных детей и обеспечение условий, способствующих их становлению.
Другой аспект проблемы заключается в том, что потенциальные возможности человеческого мозга еще практически не изучены. Жизнеописания отдельных гениальных личностей (во многих аспектах обычных людей) свидетельствуют о том, что подобных достижений при определенных, пока не выясненных, условиях могут достигнуть многие. Последние достижения в области нейрофармакологии (в частности, в лечении болезни Альцгеймера) доказывают возможность активации мышления и памяти с помощью медикаментозной терапии. Значительные возможности открываются при развитии творческой одаренности у "обычных" людей путем создания соответствующих условий, способствующих активации творческого потенциала, и формирования определенных социальных, моральных, бытовых условий, что будет темой дальнейших сообщений.
1.Виноградов Е.С. Сезонность в рождаемости одаренных людей //Вестн. истории естествознания и техники. — 1989. — N 4. - С. 96 - 99.
2.Гончаренко Н. В. Гении в искусстве и науке. — М.: Искусство, 1991.— 432 с.
3. Лук А. Н. Психология творчества. — М.: Наука, 1978. — 128 с.
4. Регирер Е. И. Развитие способностей исследователя. — М., 1969.
5.Эфроимсон В. П. Некоторые биологические факторы умственной активности // Вопр. истории естествознания и техники. - 1987. - N 4. - С. 74 - 84.
6. Эфроимсон В.П. Пол и интеллект // Химия и жизнь. — 1995. - N 9. - С.79 - 83.
7. Albert R. S. Toward a behavioural definition of genius // Amer. psychol. Wash. - 1975.- V. 30, N 2.- P. 140 - 151.
8. Beaver D. Reflections on the natural history of eponymy and scientific lazv // Social Stud. Sci. L. — 1976. — V. 6, N 1. - P. 89 -98.
9. Ellis H. A study of British genius. — London, 1927.
10.Gowan J. C, Olson M. The society which maximizes creativity // J. Creat. Behaviour. Buffalo (N.Y.) . - 1979. - V. 13, N 3. - P. 104 -210.
11.Juda A. Hochstbegabung. — Munchen; Berlin: Urban, Schwarzberg, 1953.
12.Lucaes G. On the phenomenology of the creative process // Philos. Forum. Boston (Mass.). - 1972. - V. 3, N 3 - 4. - P. 314 -325.
13. OrowanE. Originofman//Nature. -1955. —V. 175.N4459. - P. 683 - 684.
14.Trachtman L.E. Creative people, creative times // J. Creat. Behaviour. Buffalo (N.Y.). - 1975. - V. 9, N 1. - P. 35 -50.
Медицинские новости. – 1996. – №5. – С. 37-40.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.
Содержание »
Архив »
|
|