Проблемы обеспечения качества медицинской помощи невозможно решить без повышения эффективности работы медиков и улучшения медицинских и организационных технологий. Одна из таких перспективных технологий — медицинская реабилитация (MP). Она дает возможность рассматривать эффективность медицинской помощи с позиций достижения соответствующих медицинских, социальных и экономических результатов на каждом этапе ее организации при максимальной удовлетворенности потребителя и оптимальных затратах на ее оказание. Необходимы механизмы, направленные на увеличение заинтересованности учреждений здравоохранения, медицинских работников в создании и освоении прогрессивных технологий, повышении квалификации персонала, улучшении качества его работы [10]. В настоящее время стоит задача найти реальные возможности для сочетания государственных и местных программ деятельности в области здравоохранения. Основанием для развития различных систем локального здравоохранения должны быть факторы, отражающие спрос населения данной территории или отдельных его групп на конкретные виды медицинской помощи [7]. Ухудшение некоторых показателей здоровья населения в последнее время обусловливает повышенный спрос на MP как на конкретную меру, дающую возможность добиться новых качественных результатов. В Беларуси разработана программа формирования системы MP в учреждениях здравоохранения. Необходимо обеспечить ее реализацию и стабильное, надежное функционирование.
Во многих странах мира реабилитация является государственной задачей и регламентируется законодательными актами, постановлениями правительства, официальными документами министерств. Эксперты ООН по социально-экономическому эффекту вложений финансовых средств в реабилитационные службы пришли к выводу, что, независимо от того, обеспечивается реабилитационное обслуживание или нет, общество вынуждено брать на себя расходы, связанные как с экономическими, так и с социальными последствиями наличия инвалидности, но эти расходы могут быть снижены за счет осуществления эффективных программ реабилитации и помощи инвалидам [6]. В большинстве государств реабилитация признана важнейшей обязательной функцией каждого практического врача, среднего медицинского персонала и многих учреждений здравоохранения.
Сложившаяся и действующая до настоящего времени система государственного (бюджетного) финансирования способствовала уравниванию в правах различных по объему и качеству оказания медицинской помощи учреждений здравоохранения, ослаблению заинтересованности специалистов в повышении эффективности и качества работы, освоении новых методов профилактики, лечения и реабилитации [8]. Ситуация такова, что производитель медицинских услуг в большинстве случаев диктует потребителю свои условия, часто игнорируя истинные потребности [3]. Возникла необходимость ослабить или по возможности ликвидировать изолированность производителей и поставщиков медицинской помощи для удовлетворения запросов потребителя. Проблема состоит в выборе оптимального соотношения между продуктом, ценой, местом реализации и стимулированием продажи, поэтому важную роль в обеспечении медицинских услуг должны играть изучение рынка, распределение продукта, реклама, продажа. Эти элементы необходимы для оптимального сетевого планирования медицинских служб в наиболее доступных местах, обеспечения высокой информированности больных в области охраны их здоровья и выявления резервов для улучшения профессиональной деятельности медицинских работников.
В переходный к работе в условиях рыночных отношений период медицинские учреждения должны стать самостоятельными хозрасчетными предприятиями. Необходимо обеспечить равные гарантии на получение медицинской помощи всем гражданам. Следует разработать перечни лекарственной помощи и медицинских услуг (в объеме страховой программы), подлежащих полной или частичной оплате за счет средств на обязательное медицинское страхование и других источников финансирования.
В новых условиях хозяйствования необходимо обеспечить жизнеспособность службы MP. Некоторые авторы предлагают создание единой структуры службы реабилитации по "вертикальному" принципу управления и финансирования на уровне республики, области, города, района. Они считают, что хозяйственная самостоятельность службы реабилитации должна финансироваться в зависимости от количества нуждающихся (больных и инвалидов), исходя из потребностей в реабилитации, по полной стоимости с учетом распределения на клинико-реабилитационные группы и категории сложности пациентов [9]. При этом систему реабилитации искусственно отрывают от структуры первичной медико-санитарной помощи (ПМСП), создавая автономное финансирование. Кроме того, по их мнению, потребность в реабилитации определяют только тяжелобольные и инвалиды, что резко сужает контингент лиц, нуждающихся в помощи. В их предложениях заложена идея централизации службы, создания центров MP для отдельных, избранных категорий. В какой-то мере эти предложения реальны для крупных городов, но авторы не учитывают особенности и возможности организации MP в сельских условиях.
Другие авторы предлагают создание органами социального обеспечения хозрасчетных центров медико-социальной реабилитации при участии региональных служб здравоохранения и отделов социального страхования областных советов профсоюзов. Эта идея заимствована из опыта ряда стран Запада, где система реабилитации больных и пострадавших находится под эгидой национальных служб страхования здоровья. Как правило, такая служба проводит медицинскую, профессиональную реабилитацию и реабилитационную экспертизу.
Финансирование хозрасчетных центров предлагается на хоздоговорной основе за счет фондов социального страхования рабочих и служащих отдельных отраслей народного хозяйства, средств социального обеспечения, добровольного индивидуального страхования, добровольных пожертвований граждан, коллективов предприятий, учреждений, поступлений за оказание платных услуг населению специалистами [5].
В приведенных публикациях обосновывается идея финансирования крупных центров MP, чаще всего монопрофильных. В сельской местности в большинстве случаев реально не создание центров MP, a организация многопрофильных отделений MP при больницах, поликлиниках и санаториях. Эти отделения входят в состав медицинских объединений, учреждений здравоохранения как обязательная структурная единица.
Реабилитационная технология предусматривает интенсивное комплексное использование реабилитационных мер. Реабилитационные мероприятия, в своей сущности очень сложные, можно свести к следующему: а) основные действия: распознавание и диагностика болезни, предварительная и периодическая оценка физических и психических способностей пациента; лечение с помощью физических факторов (лечебная физкультура, спортивные занятия, трудовая, бытовая реабилитация и оборудование, необходимое для самообслуживания, социальный аспект реабилитации, психотерапия, физиотерапия и др.); б) дополнительные действия: фармакотерапия, хирургические вмешательства, диетотерапия, фитотерапия, бальнеоклиматотерапевтическое воздействие и т.д. Для комплексной MP характерно интенсивное использование методов активирующей и трудотерапии, бытовой реабилитации, физио- и психотерапии.
В новых условиях хозяйствования это в какой-то мере входит в противоречие с механизмом финансирования. Подрядные подразделения не заинтересованы в выделении дополнительных финансовых средств на процедуры и другие мероприятия по MP, новая технология уменьшает их прибыль. В решении этой проблемы можно выделить несколько подходов: во-первых, разработать стандарты, эталоны медицинских технологий по каждой клинико-статистической группе с учетом MP; во-вторых, включить в модель конечных результатов показатели охвата MP больных, находящихся на лечении в отделении, у врача; в-третьих, обеспечить финансовую независимость, самостоятельность и поддержку реабилитационной службы в учреждениях, атакже гарантированное их финансирование. При более активном привлечении больных к реабилитации, увеличении числа процедур и манипуляций эта деятельность должна поощряться материально [11].
Не вызывает сомнения, что рынок медицинских услуг может гарантировать увеличение объема, качества и эффективности медицинской помощи. Основополагающий момент в формировании рынка услуг в MP и его конкурентоспособности — выявление потребительских нужд. Это зависит от обслуживаемого населения — его поло-возрастного, социального и профессионального состава. Потребность в MP лиц с функциональными нарушениями разного характера зависит от их информированности в необходимости, обязательности проведения и высокой эффективности этих мероприятий. Прежде всего это обусловлено уровнем подготовки медицинского персонала, его убежденностью в пользе реабилитационных мер, достаточном опыте и авторитете. Из MP могут извлечь пользу большинство стационарных и амбулаторных больных. Немаловажное значение в формировании потребности в MP приобретают санитарное просвещение, широкая пропаганда по радио и телевидению опыта работы центров, отделений, кабинетов MP, обучение основным навыкам по реабилитации больных и членов их семей. Информированность создает у пациента неудовлетворенность в традиционном объеме услуг, формирует спрос на MP, привлекает его к активному участию в восстановлении и компенсации сниженных или утраченных функций. Это подтверждается опытом функционирующих отделений MP в республике. Спрос на услуги MP стимулирует и психологический механизм. Каждое нововведение, новая технология, новое функциональное подразделение в учреждениях здравоохранения получают отклик у общественности, при положительном эффекте больные информируют друг друга, поддерживают авторитет вновь создаваемой службы и тем самым обеспечивают спрос.
Анализ показал, что потребность в MP формируют в основном лица трудоспособного возраста, нуждающиеся в восстановлении работоспособности, предотвращении и снижении группы инвалидности, а также больные, которым требуется восстановить способность к самообслуживанию.
Потребность в MP в первую очередь определяют больные с временной утратой трудоспособности (60,6% общего числа лиц, подлежащих MP). Формирование у них заинтересованности — важнейшая задача врачей всех специальностей. Эта задача облегчается тем, что временная нетрудоспособность постоянно контролируется лечащими врачами, ВКК, МРЭК и другими службами.
Второй значительной целевой группой, формирующей нужду в MP, являются лица со стойкой утратой трудоспособности (22,3%). Известно, что риск инвалидности при ряде заболеваний и травм высок в молодом и среднем возрасте, поэтому важно сформировать потребность в MP у данной категории больных.
Третья значительная группа больных, нуждающихся в MP, — лица с потерей возможности самообслуживания, т.е. больные после ряда тяжелых заболеваний или травм, пожилые (15,3%).
На четвертом месте — контингенты, нуждающиеся в снижении группы инвалидности (6,8%).
Производитель медицинских услуг должен быть заинтересован в формировании и увеличении потребности в MP. Ему должна быть гарантирована достаточно высокая оплата при условии высокого качества и эффективности этих услуг. Гарантии должны исходить прежде всего от государства, которое обязано обеспечить финансирование.
Вторая исходная позиция формирования потребности в MP — определение, выявление этой потребности. Это наиболее сложная и трудоемкая работа. Потребность в MP зависит прежде всего от уровня заболеваемости населения, возможностей здравоохранения, перспектив его развития, культурного уровня общества. Потребность существует вне зависимости от возможностей ее реализации. Выявленная потребность позволяет планировать удовлетворение спроса на MP. Нами определены оптимальные уровни нужды в MP на больничном, поликлиническом и санаторном этапах.
Общий уровень потребности взрослого населения в MP в системе ПМСП составил 376,1 на 1000 чел. населения (без заболеваний, реабилитация после которых проводится специализированными службами и диспансерами: туберкулез, психические и онкологические, заболевания органов зрения и др.). Установлено, что показатели потребности взрослого населения различных зон проживания (малых городов, поселков и деревень) существенно не различаются; имеющиеся отличия связаны с возрастной, половой и социальной структурами, а также с особенностями организации медицинского обслуживания. Отмечен высокий уровень потребности в MP лиц старше 60 лет и жителей сельской местности. В структуре контингентов, нуждающихся в MP, основной удельный вес составляют больные терапевтического (46,6%), кардиологического (19,3%), неврологического (18,8%), хирургического и травматологического (6,9%) профилей [1]. Установлена высокая потребность взрослого населения в MP на больничном этапе ее организации — 154,6°/оо, что составляет 63,9% коечного фонда, из них 20—25% коек — для MP лиц старше 60 лет и инвалидов в учреждениях и отделениях медико-социальной помощи.
Наиболее высокая потребность в MP выявлена на поликлиническом этапе — 323,9%о. Это больные терапевтического, неврологического, кардиологического, хирургического, травматологического, оториноларингологического, гинекологического, эндокринологического и других профилей. Каждый второй взрослый житель, обращающийся за медицинской помощью, нуждается в реабилитационных мероприятиях в многопрофильных амбулаторно-поликлинических учреждениях.
На санаторном этапе потребность в MP взрослого населения составляет 268,3%о, что в 4 раза превышает возможности функционирующей сети местных санаториев и санаториев-профилакториев. Эксперты считают, что для жителей сельских районов, особенно периферии, санатории-профилактории, межколхозные санатории являются одним из важнейших этапов обеспечения преемственной MP. Они утверждают, что эти учреждения пригодны для долечивания и MP пожилых людей, многие из которых участвуют в трудовом процессе. В реабилитационных мероприятиях на этом этапе нуждаются лица с болезнями органов кровообращения и пищеварения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, психическими расстройствами, болезнями органов дыхания, мочеполовой системы, гинекологическими и др.
Возможности удовлетворения потребности в MP ограничены рядом факторов, зачастую не зависящих от возможностей их реализации в системе здравоохранения. Полная реализация потребности в MP— медленный процесс, требующий привлечения значительных ресурсов. При возникновении необходимости в MP возможности ее удовлетворения ограничены не только ресурсами отрасли, но и некоторыми особенностями организации медицинской помощи. Так, в сельской местности они сужены вследствие недоступности медицинской помощи. Это следует учитывать, но необходимо максимально использовать возможности существующей сети учреждений. Потребитель медицинских услуг должен иметь выбор тех форм медицинской помощи, которые больше всего удовлетворяют его в связи с возникшей болезнью и с учетом финансовых возможностей. Государственная система здравоохранения гарантирует "бесплатное" обслуживание в условиях ограниченных бюджетом здравоохранения финансовых средств. Производитель услуг должен создать объекты, службы, которые могут удовлетворить новую потребность в более совершенной форме. Выявленная потребительская нужда подтверждает необходимость в системе этапной MP, способной в условиях рынка медицинских услуг обеспечить высокое качество и эффективность лечебно-реабилитационных мероприятий.
Запросы на MP наряду с органами здравоохранения удовлетворяют промышленность, сельское хозяйство, органы социального обеспечения и др. Развитие MP увеличивает запросы не только в системе здравоохранения, но и в других отраслях народного хозяйства. Потребность в MP большая, а ресурсы для ее удовлетворения ограничены. Гарантия обеспечения ресурсами — гарантия восстановления здоровья населения, снижения расходов на социальные нужды, залог высоких прибылей в производственной сфере. Развитие службы реабилитации связано с подготовкой кадров, техническими средствами ее реализации, строительством, оснащением специальным оборудованием, сооружением мастерских и др.
В настоящее время в республике формируется система MP. Она представлена Управлением медико-социальной реабилитации (МСР) МЗ РБ, главными внештатными специалистами по MP республики, городов, районов, головным институтом МСР, монопрофильными центрами MP институтов. Кроме этого, в систему входят больницы, поликлиники и санатории MP, отделения (кабинеты) MP моно- и многопрофильных учреждений здравоохранения республиканского, областного, зонального, межрайонного и районного уровней. Основная масса больных после окончания курса лечения оказывается без необходимой поддерживающей терапии. В данной ситуации предлагается обеспечение MP по месту жительства в участковых больницах, амбулаториях, здравпунктах и на ФАП. В этих учреждениях реабилитационные мероприятия должны осуществляться подготовленными медицинскими работниками по назначению врачей-реабилитологов. Одна из форм привлечения больных к MP — проведение ее на дому, реабилитация больных, находящихся на лечении в дневных стационарах, организация стационаров дневного пребывания в участковых, районных и центральных райбольницах [2].
Ассортимент услуг в системе MP должен быть максимально полным, т.е. удовлетворять нужды всего населения. В крупных городах эти услуги можно реализовать в монопрофильных центрах MP, в районных системах создание таких центров не всегда организационно и экономически целесообразно. При такой форме обеспечения MP работа их будет нерентабельной. Решение проблемы возможно путем создания многопрофильных отделений MP в поликлиниках, стационарах и санаториях.
В запросах на реабилитацию наряду с медицинскими службами должны быть заинтересованы другие ведомства, предприниматели, работодатели и пр. Таким образом, само развитие MP увеличит спрос на услуги, технологии, оборудование, подготовку кадров не только в системе здравоохранения, но и в других отраслях народного хозяйства.
Чтобы предложенная система заработала с полной отдачей, производители медицинских услуг должны отыскать и подготовить потребителей, которым они будут предлагать эти услуги, выяснить их потребности, создать службу MP. Идеального удовлетворения потребностей в условиях сельской системы расселения достичь невозможно, но оказать существенное влияние на конкретные результаты деятельности учреждений здравоохранения вполне реально. Изложенное подтверждается опытом функционирования созданных служб реабилитации.
Еще одна сторона взаимоотношений между производителем медицинских услуг и населением — обмен. Органы здравоохранения, предприниматели, страховые кассы заключают договор на услуги с медицинскими учреждениями, которые разрабатывают модель конечных результатов, контрольные цифры. Орган здравоохранения, предприниматель обеспечивает финансирование этих услуг в соответствии со стоимостью клинико-статистических групп (КСГ), с учетом тяжести состояния больного, по определенным технологиям лечебно-реабилитационного процесса. Высокое качество медицинских услуг гарантирует обществу экономию расходов на социальные нужды и временную нетрудоспособность.
Таким образом, общество обеспечивает удовлетворение нужд и запросов с помощью обмена на ассигнования, выделяемые на здравоохранение. Обмен из добровольного превращается в обязанность государства, заботящегося о здоровье своих граждан.
При обеспечении медицинских услуг должны соблюдаться основные условия обмена [4]:
— сторон должно быть как минимум две;
— каждая сторона должна располагать чем-то, что может представлять ценность для другой стороны;
— каждая сторона должна быть способна осуществлять коммуникацию и доставку услуг;
— каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложений другой стороны;
— каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело с другой стороной.
Эти условия создают потенциальную возможность обмена услугами. Если соглашение достигнуто, можно сделать вывод, что в результате обмена все его участники получают выгоду.
При обоюдной договоренности сторон совершается сделка или коммерческий обмен ценностями. При предоставлении услуг в форме MP обеспечивается классическая денежная сделка, возможна передача ценностей в благотворительных целях. Главное в сделке — достижение реального улучшения здоровья населения.
Предложенную систему поэтапной MP можно признать маркетинговой, так как она рассматривает здравоохранение как рынок и в какой-то степени ставит производителей услуг в зависимость от его потребностей. С переходом к рынку "бесплатность" услуг сменяется хозрасчетными отношениями. В системе MP основным заказчиком должно выступать государство. Это выражается в финансировании из бюджета мероприятий по MP, прежде всего для детей, инвалидов, пенсионеров, лиц пожилого возраста, работников непроизводственной сферы, нуждающихся в социальной защите государства и не имеющих возможности оплачивать страховой полис из собственных средств. При определении затрат на медицинское обслуживание стоимость MP должна быть заложена в каждую КСГ как обязательный минимум лечебно-диагностических мероприятий. Необходимо учитывать также механизмы заинтересованности медицинских работников в соблюдении этих технологий, стандартов, эталонов. В модели конечных результатов, в деятельности каждого врача должны быть заложены показатели, отражающие полноту охвата отдельных групп больных.
Таким образом, гарантией стабильного функционирования системы MP является, с одной стороны, целевое финансирование этих мероприятий из бюджета и внебюджетных ассигнований, с другой — заинтересованность медицинских работников в высоком качестве медицинских услуг, а заказчиков — предпринимателей, промышленников и др. — в сохранении и укреплении здоровья работников.
Система поэтапной медицинской реабилитации представляет собой совокупность существующих и потенциальных производителей и покупателей услуг, т.е. рынок. Рынок MP формируется из денежных средств, выделяемых из бюджета, ассигнований производителей, добровольных пожертвований, предпринимательской деятельности учреждений здравоохранения. Система MP должна гарантировать высокое качество этих услуг на уровне современных технологий.
1. Валъчук Э. А. Особенности потребности взрослого населения сельских районов БССР в реабилитации на этапах лечения // Экономика здравоохранения. - Ижевск, 1990.— С. 15-16.
2. Валъчук Э. А. Концепция и модель медицинской реабилитации (MP) в учреждениях здравоохранения республики //Тез. докл. I съезда социал-гигиенистов, организаторов здравоохранения и историков медицины РБ, Брест, 19—20 мая 1993 г.— Мн., 1993.— С. 57—58.
3. Заливная Л. Н. Медицинские услуги в свете перехода крыночным отношениям // Страховая медицина (Вопр. теории, истории, опыт, перспективы развития).— М.: Луганск, 1991.— С. 17—19.
4. Котлер Ф. Основы маркетинга.— М.: Прогресс, 1992.— 672 с.
5. Медико-социальная реабилитация с позиций страховой медицины / Д. З. Ворохов, П. П. Петров, М. К. Кульжанов, Г. Т. Кульжанов // Сов. здравоохр.— 1991.-N9.-С. 39-43.
6. Предупреждение инвалидности и реабилитация // Хроника ВОЗ.—1976.— N12,- С. 621-626.
7.Пустовой И. В. О системе единого государственного здравоохранения // Сов. здравоохр.— 1992.- N 1.— С. 16—20.
8.Совершенствование системы финансирования здравоохранения / А. И. Павлюткин, Е. Ю. Бойко, В. П. Баусин и др. // Сов. здравоохр.—1991.— N 12.— С. 5-9.
9.Щепетова О. Н. Учреждение реабилитации: предпосылки перехода на новые условия хозяйствования // Ортопедия, травматология и протезирование.— 1991.— N 3.— С. 34—40.
10.Щепин О. П. Состояние и перспективы развития здравоохранения в СССР // Сов. здравоохр.— 1982.- N 1.— С. 5—15.
11.Щепин О. П., Артюхов А. С. К вопросу об оценке технологии оказания медицинской помощи в новых условиях хозяйствования // Сов. здравоохр.— 1990.-N9.— С. 10-13.
Медицинские новости. – 1995. – №6. – С. 2-12.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.