Осознание здоровья как общественной ценности, а не только как состояния индивидуального благополучия, увеличение расходов на здравоохранение, внедрение новых медицинских технологий, инфляция, снижение уровня здоровья населения в связи с социально-демографическими, экологическими и другими факторами обусловливают необходимость реформы здравоохранения. Характеризуя общие тенденции реформ здравоохранения, происходящие во всем мире независимо от уровня здоровья населения и состояния здравоохранения, следует выделить среди них два основных направления: 1) формирование рыночной системы здравоохранения и приватизации; 2) государственное регулирование рыночных отношений и централизованное планирование, Страховая медицина играет в определенном смысле промежуточную роль, поскольку обеспечивает социальные гарантии получения квалифицированной медицинской помощи широким слоям населения, и прежде всего малоимущим, в условиях частичной или полной приватизации здравоохранения.
В современных условиях создание государственных систем национального здравоохранения связано со стремлением обеспечить равные возможности оказания квалифицированной медицинской помощи всем слоям общества, с приоритетностью профилактической направленности здравоохранения, а также в связи с постоянным удорожанием медицинской помощи в условиях приватизированного здравоохранения. В то же время в ряде стран наблюдается обратный процесс — приватизация медицинской помощи, что связано в основном с отсутствием у государства достаточного объема средств для приоритетного финансирования здравоохранения, необходимостью привлечения средств населения и нанимателей, а также стремлением создать систему заинтересованности в охране здоровья как среди медицинских работников, так и населения.
Основным аргументом за приватизацию медицинской помощи является тезис о том, что только рынок может быть единственным эффективным средством накопления и перераспределения ресурсов в здравоохранении. При этом предполагается, что все граждане здравомыслящи, а охрана здоровья есть индивидуальная ответственность, что рыночная конкуренция стимулирует сокращение расходов в условиях ограниченных ресурсов, что в условиях рынка предупреждается сверхпотребление медицинской помощи, повышается чувство личной ответственности за здоровье, уменьшается зависимость от государственного здравоохранения и тем самым снижается бремя расходов государства на медицинскую помощь [10].
Сокращение расходов правительства на охрану здоровья достигается децентрализацией административного и финансового контроля учреждений, оказывающих медицинскую помощь, делегированием части своей ответственности за общественное здоровье, проведением налоговой политики, стимулирующей в первую очередь развитие частного сектора в медицине. Цель такой тактики — превращение правительства из поставщика медицинской помощи в источник создания благоприятных условий для предоставления такой помощи.
В то же время в результате подобного подхода значительное число людей может быть вообще лишено доступа к какой-либо медицинской помощи [10], а в системе лечебно-профилактического обеспечения остального населения неизбежна ситуация, при которой медицинское обслуживание напрямую зависит от уровня доходов населения [15].
Среди аргументов против приватизации выдвигается нездоровая конкуренция между формами медицинского обслуживания, поскольку службы, ориентированные на получение прибыли, снимают «сливки», отказываясь от оказания помощи малообеспеченным пациентам, хроническим больным и престарелым. Конфликт интересов в условиях рынка снижает качество медицинской помощи, «разъедает» доверие пациента к своему врачу и общества к медицине как таковой [10].
Помимо социальных и этических, имеются и экономические возражения против приватизации системы медицинской помощи. В частности, свободный рынок по своей природе противник, а не союзник политики сдерживания роста цен: приветствуется рост числа дорогостоящих медицинских служб, методов и средств лечения, а население заставляют потреблять медицинские услуги в объемах, значительно превосходящих реальную необходимость. В силу приведенных аргументов широкомасштабная приватизация медицинской помощи представляется акцией экономически неубедительной, политически необоснованной, нравственно ущербной и вносящей социальную напряженность в общество [10 ].
Медицинское страхование также не лишено недостатков, поскольку до последнего времени обычной практикой было увеличение страховых взносов по мере роста расходов на здравоохранение. Одновременно снижались выплаты по медицинскому страхованию. Таким образом, бремя финансирования здравоохранения перекладывалось на тех, кто может платить, а вся национальная система здравоохранения обрекалась на самофинансирование.
Оптимальной системой организации здравоохранения считается канадская система, основанная на страховании здоровья. Канадская модель прекрасно сочетает в себе элементы медицины, ориентированной на прибыль, с равной доступностью для жителей страны медицинских услуг достаточно высокого качества, что обеспечивает высокие показатели здоровья населения. Канадская модель организации здравоохранения основана на общенародной программе страхования по принципу предварительного финансирования и представляет право на полное медицинское обслуживание каждому гражданину независимо от его материального положения, места жительства, возраста и рода занятий.
Гибкое сочетание централизованного и территориального финансирования здравоохранения Канады стимулирует местные инициативы и в то же время позволяет федеральному правительству проводить общенациональную политику охраны здоровья. В целом роль регулирующего начала в системе управления здравоохранением возрастает. Введен лицензионный порядок создания новых стационаров. Такой же порядок действует и в отношении крупных инвестиционных проектов — модернизации больниц, приобретения особо дорогих видов оборудования. Поставлены ограничения на расширение коечного фонда, установлены квоты на подготовку новых врачей, на федеральном уровне ограничиваются территориальные органы управления.
В настоящее время в Канаде осуществляется переориентация политики здравоохранения: на первый план выдвигается рациональное питание, стабильность экосистемы, адекватные жилищные условия, оздоровление условий труда и т.д. Канадская модель исходит из того, что улучшение общественного здоровья прежде всего связано с поддержанием здоровья и профилактикой заболеваний, а не с улучшением в системе оказания медицинской помощи. Политика здравоохранения ориентирована на целевые программы, влияющие на жизнь и здоровье населения: борьба с курением, злоупотреблением алкоголем, употреблением наркотиков, рациональное питание и т.д. Широкое вовлечение населения Канады в укрепление своего здоровья реализуется через различные добровольные формальные и неформальные организации (ассоциации жильцов, добровольные агентства, группы самопомощи и др.).
Шведская модель представляет собой конкретный пример попытки обеспечить равные возможности для всех как в создании здорового образа жизни, так и в доступности медицинских услуг. Согласно Закону о здравоохранении, принятому в 1983г., главная цель национального здравоохранения — хорошее здоровье и медицинская помощь на равных условиях для всего населения. Всеобъемлющая система страхования на случай болезни охватывает практически все население Швеции.
В последнее десятилетие наблюдается общая тенденция к снижению числа коек (в основном педиатрических и дерматовенерологических при росте терапевтических) и длительности пребывания больного в стационаре. Наряду с районными больницами дальнейшее распространение получает сеть домов сестринского ухода. Число частнопрактикующих врачей постоянно снижается. Начиная с 70-х годов в стране основное внимание уделяется развитию первичной медико-санитарной помощи. Несмотря на высокий уровень жизни, шведская модель имеет и специфические недостатки: тенденция к уравниванию доходов снижает роль материального стимулирования, значительное участие государственных структур порождает бюрократизацию и способствует снижению эффективности медицинской помощи [1].
В Швеции стратегическими целями на 90-е годы определены: приоритет групп риска, активное привлечение населения к укреплению своего здоровья (особенно на общинном уровне), учет реальных потребностей населения в укреплении здоровья при распределении финансовых ресурсов, разработка долговременной политики правительства по улучшению здоровья нации [11].
Английская система здравоохранения создавалась с учетом опыта СССР, что известно, к сожалению, только тем, кто ее изучал и знает историю ее создания [4]. Опыт организации государственной системы здравоохранения Великобритании также свидетельствует о ее высокой эффективности и доступности при относительно низких затратах на медицинскую помощь [8].
Основная часть средств формируется в центральном бюджете и распределяется сверху вниз по управленческой вертикали. Централизованное финансирование позволяет сдерживать рост стоимости лечения. Эта проблема оказалась для Великобритании значительно менее острой, чем для стран с соцстраховскими системами финансирования. Проводимые в настоящее время правительственные реформы в Великобритании используют два основных механизма повышения эффективности финансируемого государством здравоохранения: во-первых, рост конкуренции среди больниц и других производителей услуг; во-вторых, новые организационные мероприятия, направленные на повышение степени местной автономии и независимости управления в рамках национальной системы здравоохранения.
Несмотря на частный характер, американская система здравоохранения характеризуется высокой степенью социальной ответственности бизнеса за сохранение здоровья наемной рабочей силы. Значительные затраты предпринимателей на медицинское страхование рабочих и служащих создают в США объективные предпосылки для развития качественной медицинской помощи населению [6]. Дешевая рабочая сила не может быть здоровой, а значит, и продуктивной — элементарная истина, усвоенная цивилизованным предпринимателем [9]. За рубежом наниматели как в государственном, так и в частном секторе убедились в том, что знания и умения работника, его интеллектуальный потенциал, нервно-психическое и физическое состояние, профессиональная подготовка, на которую уходят многие годы, имеют высокую коммерческую стоимость. В целом оказалось, что потери от заболеваемости с временной нетрудоспособностью или преждевременная инвалидность и выбытие из активной трудовой деятельности существенно выше тех затрат на здравоохранение, которые могли бы предотвратить эти потери.
Канадская, английская, французская и германская системы [7] здравоохранения вызывают повышенный интерес из-за высокого качества медицинского обслуживания на фоне сдерживания роста цен на медицинские услуги. Так, французское правительство контролирует цены на большинство медицинских услуг, в том числе на гонорары врачей. При этом государству удается не допускать роста цен, установив жесткий контроль над затратами. Любой вопрос, касающийся нового строительства или закупки дорогостоящей медицинской техники, решается на уровне правительства [3, 5]. Однако экспорт зарубежного опыта вызывает ряд сомнений, поскольку любая национальная система здравоохранения является продуктом социально-культурных и экономических условий конкретной страны, которые обусловливают ее функционирование.
Конфигурация системы здравоохранения определяется экономическими, политическими, социальными, национальными и прочими факторами. В то же время анализ показывает, что разные формы конфигурации систем здравоохранения нередко приводят к внешне схожим пространственным решениям в организации медицинской помощи.
Децентрализация системы управления здравоохранением стимулирует активность территориальных органов управления и населения. Политика финансирования медицинского обслуживания на базе общин обходится недешево, но она эффективна с точки зрения разрешения местных проблем, особенно в сравнении с не имеющим конкретной направленности централизованным планированием. В настоящее время в Великобритании обсуждается вопрос о децентрализации бюджета здравоохранения до уровня общин с организацией местных служб первичной медицинской помощи, все более укрепляется концепция участкового принципа медицинского обслуживания [12 ]. В Швеции в середине 80-х годов часть расходов на здравоохранение была возложена на местные власти, что позволило снизить долю расходов на здравоохранение с 9,7% в 1982 г. до 9,1 % ВНП в 1986 г. [11].
В одних развитых странах реформа здравоохранения включает рост числа врачей, в то время как другие национальные программы развития здравоохранения предусматривают сокращение медицинского персонала. Так, прогноз подготовки врачебных кадров в Японии показал, что к 2015 г. при сохранении существующего уровня здравоохранения и обучения врачей образуется 10% избытка врачей. Во избежание этого планируется к 1995 г. сократить выпуск врачей на 10%, а стоматологов — на 20% с перераспределением части врачей в сельские районы, где все еще ощущается дефицит медицинских кадров [13]. В то же время во Франции ежегодный прирост численности медработников равен приросту населения и составляет 4% [14]. При этом прогнозируется рост численности врачей, особенно в таких областях как промышленная медицина, гигиена внешней среды и т.д. В США предполагается, что увеличение числа врачей с 1970 по 2000 г. составит 150—240 на 100000 населения. Только одно постарение населения США потребует к 2020 г. увеличения количества мест в медицинских учреждениях на 40% и соответствующего роста числа медицинских работников [4].
В современных условиях полностью приватизированная система медицинской помощи невозможна ни в одной стране мира, поэтому центральный вопрос — выбор баланса между государственной и частной медициной в рамках унитарной системы здравоохранения [10].
Несовершенство экономических механизмов в здравоохранении в некоторых аспектах идентично как при государственной, так и при страховой форме финансирования: пациенты, которые как будто бесплатно пользуются многими видами помощи и в силу этого не возражают против лишних и дорогостоящих обследований и назначений, на самом деле расплачиваются за это ростом вычетов из заработной платы в фонды социального и медицинского страхования, ростом цен на товары и услуги и инфляцией. В снижении затрат не заинтересованы ни поставщики, ни потребители услуг, поскольку расходы падают на третью сторону — государство или корпорации. В настоящее время от этого принципа оплаты медицинских услуг переходят к системе предварительного выделения средств из расчета на одного пациента, причем размер выделяемой суммы устанавливает финансирующая сторона, а способ ее использования определяет поставщик медицинских услуг. Недостающие для необходимого лечения средства будут поступать от пациента, при этом потребитель будет заинтересован в сдерживании стоимости медицинского обслуживания. Разрабатываются разные способы перекладывания оплаты медицинского обслуживания на самих пациентов, одним из примеров может служить предложение облагать налогом выплачиваемые пациентам суммы страховой компенсации [15].
Анализ показывает, что наиболее экономной формой организации здравоохранения, обеспечивающей достаточно высокий уровень медицинской помощи, является государственная система здравоохранения [2]. Государственная медицинская помощь по сравнению с частной обладает большими возможностями интенсивных контактов с широкими слоями населения и обеспечения необходимого медицинского обслуживания, профилактической работы [11]. Основные формы государственного финансирования здравоохранения, характерные для Швеции, Канады, Великобритании, — общее налогообложение и обязательное страхование.
Тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах необходимо учитывать в условиях реформ здравоохранения, осуществляемых в Беларуси. «Ключ» к реформе здравоохранения лежит в разумном сочетании рыночных отношений и государственного регулирования. Достижение этих целей наиболее вероятно в условиях унитарной системы здравоохранения с относительно небольшим сектором частной медицинской практики, на основе страхования здоровья, структура и организация которого будут только дополнять государственную систему охраны здоровья.
Поскольку связь между уровнем медицинской помощи и показателями здоровья населения относительно слабая [8 ], приоритетность выделения средств должна учитывать весь комплекс факторов, влияющих на здоровье населения. Естественно, что общество с «больной» экономикой не может иметь здоровое население, поскольку здоровье нации в большей мере зависит от таких факторов, как экология, питание, условия жизни, профессиональные вредности и т.д., чем от уровня развития здравоохранения. В этой связи реформа здравоохранения не может дать резких, показательных результатов на уровне здоровья нации без параллельно проводимых реформ в сфере охраны окружающей среды, улучшения социальных условий труда и жизни населения. Поскольку такого рода реформы требуют больших инвестиций, их следует проводить в несколько этапов.
Реформы здравоохранения должны осуществляться одновременно как сверху (в сфере управления здравоохранением как отраслью охраны здоровья нации), так и снизу (на уровне первого контакта пациента с медицинским работником).
Реформы на макроуровне следует начинать с реформ управления здравоохранением, охраны окружающей среды и социальной защиты населения. В этой связи функции министерства здравоохранения должны быть значительно расширены, а в деятельности министерства должны преобладать в первую очередь законодательные инициативы и аналитические функции и в меньшей степени — контрольные.
Многие функции управления здравоохранением могут с успехом выполняться на уровне местных органов исполнительной власти. Естественно, что реформы здравоохранения должны охватить все аспекты организации здравоохранения: финансирование, системы подготовки кадров медицинских работников и первичной медицинской помощи, управление научными исследованиями и др.
К сожалению, следует отметить, что в быстроизменяющихся условиях реформы управления здравоохранением Беларуси существенно отстают от реальных потребностей и не имеют пока научно обоснованной платформы.
Литература
1.Вартанян Ф. Е., Степанова Н. И., Владимирова Л. И. Здравоохранение и здоровье населения Швеции // Сов. здравоохранение.— 1987.— N 7.— С 47—51.
2.Гурович И.Я., Любов Е.Б., Шмуклер А.Б. Социально-экономические аспекты психиатрической помощи за рубежом. — M., 1990. — 75 с.
3.Демин А. К. Особенности финансирования и управления сферой охраны здоровья населения в некоторых экономически развитых странах // МРЖ. Разд. 16.— 1991.— N1—6.— С. 25—29.
4.Хайет X. Здоровье американцев на чаше весов. Выбор или случайность? // США: ЭПИ.— 1988.— N 2.— С. 82—91.
5.Хаус Д. Общая врачебная практика во Франции // Междунар. мед. обзоры.— 1994.— Т. 2, N 1.— С. 39—40.
6.Шарабчиев Ю. Т., Галицкий О. И., Малюкова Л. Е. Современные тенденции в организации страхования здоровья в США // Здравоохр. Беларуси.— 1992.— N11.— С. 44—47.
7.Шарабчиев Ю. Т., Галицкий О. И., Малюкова Л. Е. Медицинское страхование в Федеративной Республике Германии // Здравоохр. Беларуси.— 1994.— N 1.— С. 35—38.
8.Шарабчиев Ю. Т. Некоторые социально-экономические проблемы управления здравоохранением за рубежом // Здравоохр. Беларуси.— 1994.— N 3.— С. 35—38.
9.Шведова Н. А. Здравоохранение: американская модель // США: ЭПИ.— 1991.—N9.—С. 29—37.
10.Benatar S. R. A unitary health service for South Africa // S. Afr. Med. J.— 1990.— Vol. 77.—P. 441—447.
11.Diderichsen F., Lindberg G. Better health — but not for all: The Swedish public health report, 1987 // Int. J. Hlth. Serv. — 1989.— Vol. 19, N 2.— P. 221—225.
12.Moon G. Conceptions of space and community in British health policy // Soc. Sci. Med.— 1990.—Vol. 30, N1.—P. 165—171.
13.Nakatani H. Health manpower planning and redistribution of resources: Experience of Japan // Wld. Hlth. Stat. Rep.— 1987-— Vol. 40, N 4.— P. 326—334.
14.Riondet J. Les medecins en France en 1987: Une demographie equivaiente a celle de la Belgique et de l`Allemagne // Rev. Prat. (Paris).— 1988.— T. 38, N 41.— P.95—96.
15.Thurow L C. Medicine versus economics // N. Engl. J. Med.— 1985.— Vol. 313, N 10.—P. 611—614
Медицинские новости. – 1995. – №1. – С. 32-40.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.