Ю.Е. Разводовский
Ретроспектива алкогольной проблемы в Европе
Гродненский государственный медицинский университет
В современном обществе широкий спектр связанных с алкоголем проблем, определяемый социально-экономическими и культуральными факторами, требует комплексной программы их профилактики [1, 2]. В настоящее время комплекс мер, направленных на снижение уровня связанных с алкоголем проблем, принято называть алкогольной политикой [3]. К. Брун дает следующее определение алкогольной политики: «правовые, экономические и физические факторы, которые влияют на доступность алкоголя индивидууму» [5]. Соответственно к алкогольной политике относятся все стратегии и меры, принимаемые правительством или местными администрациями и влияющие на доступность алкоголя. Это определение не является полным, поскольку не учитывает неформального социального контроля, антиалкольного образования, т. е. меры, направленные на снижение спроса на алкоголь. Г. Эдвардс определяет алкогольную политику как ответ общественного здравоохранения на тот ущерб, который наносит обществу алкоголь [6]. Следовательно, алкогольная политика трактуется более широко и включает законодательный контроль доступности алкоголя (государственная монополия, налогообложение), меры, связанные со снижением спроса на него (образование), меры, направленные на решение конкретных связанные с алкоголем проблем (например, вождение в пьяном виде).
Алкогольная политика в странах Западной Европы в начале 50-х годов XX века
В начале 50-х годов прошлого века алкогольная политика в странах Западной Европы существенно различалась. В то время как в Скандинавских странах доступность алкоголя строго контролировалась, в странах Средиземноморья алкогольная политика практически отсутствовала [13]. Условно государства Западной Европы можно разделить на страны с высоким, средним и низким уровнем контроля алкоголя. В 50-х годах прошлого века к странам с высоким уровнем контроля (т. е. с жесткой алкогольной политикой) относились Финляндия, Норвегия и Швеция. Алкогольная политика в этих странах была всесторонней и включала государственную монополию на производство, импорт, экспорт, оптовую и розничную торговлю алкоголем [14]. Так, например, в Швеции действовала система рационирования Братта, согласно которой существовала определенная ежемесячная квота (четыре литра абсолютного алкоголя на человека) на приобретение алкогольных напитков. Каждый гражданин имел специальную книжку, в которой регистрировалось количество купленного им алкоголя. Для молодых мужчин и незамужних женщин квота была ниже, а беременным женщинам алкоголь не продавался вообще. В Финляндии женщинам было запрещено посещать рестораны без сопровождения мужчин, а мужчины в таких случаях должны были надевать костюм и галстук. К государствам со средним уровнем контроля относились Бельгия, Ирландия, Италия, Нидерланды, Англия, Австрия, Дания, Германия. В этих странах существовала система лицензирования производства алкоголя, а также ограничения оптовой и розничной торговли алкоголем. Так, например, в Бельгии водка не продавалась в ресторанах, а минимальное количество розничной продажи водки составляло два литра. Франция, Греция, Португалия и Испания относились к странам с низким уровнем контроля алкоголя. В 50-х годах прошлого века страны Западной Европы классифицировались на основе преимущественно потребляемых алкогольных напитков. Все государства с жесткой алкогольной контрольной политикой относились к “спиртным”, т.е. с преимущественным потреблением крепких алкогольных напитков. В большинстве стран со средним уровнем контроля преимущественно потребляли пиво. Страны с низким уровнем контроля относились к “винным”.
Алкогольная политика в странах Западной Европы в конце XX века
К 2000 г. классификация стран согласно строгости алкогольной политики и предпочтению алкогольных напитков изменилась. Классификация на страны с преимущественным потреблением крепких алкогольных напитков, вина и пива утратила свою актуальность, поскольку все государства, ранее относившиеся к “спиртным”, стали “пивными”. Три Скандинавские страны по-прежнему относились к странам со строгим контролем, несмотря на то что к середине 90-х годов они отказались от государственной монополии, кроме монополии на розничную торговлю алкоголем. По сравнению с началом 50-х годов в 2000 г. отмечалась тенденция к унификации алкогольной политики в странах Западной Европы [10]. Так, Бельгию, Францию, Ирландию, Италию, Нидерланды, Испанию и Англию можно отнести к странам со средним уровнем строгости алкогольной политики. К государствам с мягкой алкогольной политикой и соответственно низким контролем алкоголя относятся Австрия, Греция, Германия и Дания. В целом по сравнению с началом 50-х годов отмечалась унификация, а также усиление алкогольных законодательств [14]. Усиление алкогольной политики происходило в различных ее областях. Так, контроль над производством и распространением алкогольных напитков даже несколько снизился. Это значит, что из двух основных составляющих алкогольной политики — снижение доступности и снижение спроса — роль первой составляющей уменьшилась. Снижение контроля над производством и распространением алкоголя в Финляндии, Норвегии и Швеции последовало за отменой государственной монополии на его производство, импорт, экспорт и оптовую торговлю в связи с соглашением о едином экономическом европейском пространстве, которое было принято в 1995 г. В 2000 г. только Норвегия сохранила монополию на производство крепких алкогольных напитков. В Скандинавских странах существует государственная монополия на розничную торговлю крепкими спиртными напитками и вином, а торговля пивом лицензирована. В большинстве государств Западной Европы торговля алкоголем лицензирована. Не требуется лицензии на торговлю алкогольными напитками в Австрии, Дании, Германии, Португалии, Испании. Во многих странах Западной Европы, кроме Австрии, Франции, Германии, Португалии и Испании, торговля алкогольными напитками в помещениях (на разлив) лицензирована. В дополнение к лицензированию существует много других способов, которыми правительство может регулировать продажу алкоголя. Контроль распространения включает различные виды ограничения торговли, как, например, ограничение дней, часов и мест продажи, регулирование числа магазинов и ресторанов, где разрешена торговля алкоголем. Так, в Испании алкогольные напитки запрещено продавать на стадионах. В Бельгии продажа крепких алкогольных напитков запрещена в гостиницах, школах. В Финляндии за один раз можно купить максимум два литра алкогольных напитков в пересчете на абсолютный алкоголь. В Нидерландах магазины, где продаются алкогольные напитки, не должны быть в непосредственной близости от продовольственных магазинов, запрещена продажа алкоголя на стадионах, в школах и больницах. В Ирландии и Англии запрещена торговля алкоголем на заправочных станциях и в столовых на предприятиях. В то же время в большинстве стран количество дней и часов розничной торговли увеличилось по сравнению с началом 50-х годов.
Персональный контроль предусматривает ограничение возраста, с которого разрешена продажа алкоголя. Персональный контроль в 2000 г. в странах Западной Европы был строже, чем в начале 50-х. На практике усиление персонального контроля означает введение возрастного ценза на продажу алкоголя в тех странах, где это ограничение отсутствовало, и его повышение в остальных странах. Как правило, возрастной ценз выше для продажи крепких алкогольных напитков. В большинстве государств Западной Европы продажа крепких алкогольных напитков разрешена лицам, достигшим 18-летнего возраста, а в Скандинавских странах — 20-летнего. В большинстве стран существует официальное правило не продавать алкоголь лицам в состоянии опьянения. Швеция отказалась от системы Братта в 1955 г., в Финляндии схожая система окончательно перестала действовать в 1971 г. Таким образом, Скандинавские страны снизили строгость персонального контроля, в то время как остальные его повысили.
Контроль рекламы алкогольных напитков был усилен в странах Западной Европы с 1950 по 2000 г. В начале 50-х годов контроля за рекламой алкогольных напитков практически не существовало. В 60—70-х годах реклама алкогольных напитков стала контролироваться строже. В то же время только в Норвегии и Швеции реклама алкоголя запрещена полностью.
Контроль вождения в пьяном виде усилился к 2000 г. по сравнению с концом 50-х годов. В конце 70-х в странах Западной Европы не существовало ограничения допустимого предела содержания алкоголя в крови водителей. Фактором, способствующим введению допустимого уровня алкоголя в крови водителей, было увеличение числа дорожно-транспортных происшествий. В Швеции и Норвегии предельно допустимое содержание алкоголя в крови (САК) составляет 0,02%. В большинстве государств этот показатель составляет 0,05%. Максимально допустимое САК в Англии и Ирландии — 0,08%. В Финляндии в 1926 г. была введена уголовная ответственность за вождение в пьяном виде, а в 1950 г. максимальный срок заключения за это преступление был увеличен до четырех лет.
Если в начале 50-х годов национальная программа профилактики связанных с алкоголем проблем существовала только в некоторых странах Западной Европы, то в настоящее время такая программа имеется в большинстве стран. В начале 50-х годов наблюдались значительные различия в алкогольной политике между государствами Западной Европы. В Скандинавских странах она основывалась на государственной монополии, высоких акцизах и строгом персональном контроле. В странах Средиземноморья, как и в некоторых странах Центральной Европы, алкогольная политика практически отсутствовала. Во второй половине XX в. отмечалась унификация алкогольной политики в государствах Западной Европы.
В целом контроль производства, оптовой и розничной торговли алкоголя снизился. Во многом это объясняется развитием рыночной экономики, а также ростом потребительской активности населения (консумизм). Образование единого европейского рынка, предполагающее свободное течение капитала, товаров, рабочей силы и отмену барьеров, привело к снижению контроля за доступностью алкоголя. В настоящее время в большинстве стран Западной Европы лицензирование производства и продажи алкоголя является формальной процедурой. Часто государственная алкогольная политика противоречива. Так, министерство сельского хозяйства, защищая интересы фермеров, производящих виноград, старается расширить рынок вина. Промышленное лобби защищает интересы производителей крепких алкогольных напитков. Министерство здравоохранения старается проводить политику, направленную на снижение уровня потребления алкоголя и соответственно уровня связанных с ним проблем.
Алкогольная политика в странах Западной Европы и Беларуси в сравнительном аспекте
В свете вышеизложенного представляется интересным сравнить алкогольную политику в странах Западной Европы и Беларуси. С этой целью мы воспользовались адаптированной версией шкалы для оценки адекватности алкогольной политики, которая была разработана в рамках проекта «Сравнительное изучение алкоголя в Европе» (ECAS) [8, 14]. Основными принципами создания этой шкалы были всесторонность оценки и простота. Шкала учитывает такие аспекты алкогольной политики, как контроль над производством и торговлей алкоголем, персональный контроль, контроль рекламы, социальный контроль, общественная политика. Недостатком шкалы является то, что она не учитывает все аспекты алкогольной политики (в первую очередь неформальный социальный контроль), которых насчитывается около сотни.
Балльная оценка показала, что Беларусь относится к странам со средним уровнем строгости алкогольной политики. В Беларуси существует государственная монополия на производство и оптовую торговлю алкоголем, а розничная торговля лицензирована. Реклама алкогольных напитков запрещена. Предельно допустимым уровнем алкоголя в крови у водителей является 0,04%. За вождение в нетрезвом виде предусмотрены достаточно жесткие санкции (денежные штрафы, лишение водительского удостоверения сроком до 5 лет). В Беларуси существует национальная программа, а также межведомственный совет по профилактике связанных с алкоголем проблем. Исходя из формальных критериев, алкогольная политика в Беларуси может считаться достаточно строгой и всесторонней, по крайней мере в сравнении с западноевропейской.
В связи с этим естественным образом возникает вопрос: почему уровень связанных с алкоголем проблем значительно выше в Беларуси, чем в странах Западной Европы? Среди множества возможных причин наиболее вероятными являются несовершенство алкогольной политики и чрезвычайно слабый неформальный социальный контроль. Проводимая в Беларуси алкогольная политика не обеспечивает ни снижения доступности алкоголя, ни снижения спроса на него. Несмотря на государственную монополию, цены на алкогольные напитки относительно цен на продукты питания невысоки. Кроме того, существует плохо контролируемый со стороны государства нелегальный рынок алкоголя, который составляет от 30 до 50% объема государственной торговли. С целью снижения спроса на алкоголь адекватная алкогольная политика должна предусматривать систему образовательных мероприятий, а также пропаганду здорового образа жизни. Под неформальным социальным контролем подразумевается совокупность общепринятых норм и обычаев, регламентирующих отношение к алкоголю. Реальностью нашей повседневной жизни стало практически полное отсутствие правил и обычаев, носящих антиалкогольную направленность, и обилие в полном смысле алкогольных обычаев. Критерием эффективности любой политики, в том числе алкогольной, является практика. Высокий уровень связанных с алкоголем проблем в нашей стране свидетельствует о необходимости совершенствования алкогольной политики с учетом международного, а также собственного исторического опыта.
Потребление алкоголя в странах Западной Европы во второй половине XX века
Потребление алкоголя в странах Западной Европы росло до середины 70-х годов (рис. 1, см. бумажную версию журнала). С начала 80-х годов в большинстве стран отмечалась тенденция к некоторому снижению уровня потребления алкоголя в основном за счет вина. При этом динамика уровня потребления алкоголя в государствах Западной Европы существенно различалась. В традиционно “пивных” странах уровень потребления алкоголя рос до середины 70-х годов, а затем стабилизировался. Общей тенденцией в последние 20 лет в “пивных” странах стало снижение потребления крепких алкогольных напитков (особенно с середины 70-х до конца 80-х годов). Уровень потребления пива в этих государствах существенно не увеличился.
В Скандинавских странах уровень потребления алкоголя за 10 лет (с середины 60-х до середины 70-х) удвоился. Наиболее резкое повышение этого показателя отмечалось в Финляндии (рис. 2, см. бумажную версию журнала). При этом, согласно статистике продаж, потребление крепких алкогольных напитков снизилось. Однако в Норвегии и Швеции доля незарегистрированного потребления алкоголя (в основном крепких алкогольных напитков) резко выросла и составила около половины официальных данных уровня продаж [7].
В “винных” странах отмечалось снижение общего уровня потребления алкоголя в среднем на 5 литров в пересчете на абсолютный алкоголь (с 17 литров в середине 70-х до 12 литров в середине 90-х годов). Наиболее резкое снижение уровня потребления отмечалось в Италии с середины 70-х до середины 90-х годов — с 19 до 7 литров. Во Франции с середины 50-х до середины 90-х годов уровень потребления алкоголя снизился на 12 литров (с 21 до 9 литров на душу населения в пересчете на абсолютный алкоголь). Общее повышение уровня потребления алкоголя в государствах Западной Европы сопровождалось уменьшением различий между странами по этому показателю, т. е. гомогенизацией, а также уменьшением отличий в структуре потребления алкоголя (табл. 1).
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Финляндия
|
37
|
50
|
12
|
56
|
27
|
17
|
Норвегия
|
42
|
49
|
9
|
58
|
21
|
21
|
Швеция
|
29
|
64
|
7
|
46
|
27
|
27
|
Нидерланды
|
36
|
58
|
6
|
53
|
22
|
25
|
Беларусь
|
10*
|
42*
|
48*
|
7
|
78
|
15
|
Австрия
|
45
|
25
|
30
|
51
|
13
|
36
|
Бельгия
|
75
|
11
|
14
|
55
|
13
|
32
|
Дания
|
78
|
12
|
11
|
59
|
11
|
31
|
Германия
|
56
|
26
|
18
|
57
|
24
|
20
|
Ирландия
|
73
|
22
|
3
|
65
|
20
|
9
|
Англия
|
77
|
15
|
6
|
55
|
19
|
22
|
Франция
|
5
|
13
|
82
|
15
|
21
|
64
|
Италия
|
1
|
9
|
90
|
15
|
7
|
78
|
Испания
|
3
|
-
|
97
|
30
|
25
|
45
|
Таблица 1. Структура потребления алкоголя в странах Западной Европы в 1953-55 и 1993-95 годах. * - Структура потребления алкоголя в Беларуси в 1970 году.
До 70-х годов доля крепких алкогольных напитков в большинстве стран несколько выросла, а затем снизилась. В “винных” странах доля крепких алкогольных напитков оставалась стабильной. Доля пива выросла как в «винных», так и в бывших «пивных» странах. Традиционно “пивные” страны снизили долю пива в основном за счет повышения доли вина. Повышение доли крепких алкогольных напитков и пива в общем уровне потребления алкоголя в “винных” странах стало следствием значительного снижения потребления вина, а не повышения уровня потребления крепких алкогольных напитков и пива. Доля вина в «винных» странах снизилась с 80% в середине 60-х годов до 60% в 1995 г.
В Беларуси уровень потребления алкоголя в период с начала 70-х до конца 90-х годов вырос на 52% [4]. К концу 90-х годов по уровню зарегистрированного (легального) потребления алкоголя Беларусь занимала 12-е место, а с учетом нелегального — 4-е место среди стран Западной Европы (табл. 2).
Зарегистрированное потребление алкоголя
|
Зарегистрированное потребление алкоголя + незарегистрированное
|
1. Португалия
|
13.7
|
1. Португалия
|
14.7
|
2. Франция
|
13.6
|
2. Франция
|
14.6
|
3. Ирландия
|
12.7
|
3. Дания
|
13.9
|
4. Германия
|
11.9
|
4. Беларусь
|
13.8
|
5. Дания
|
11.9
|
5. Ирландия
|
13.7
|
6. Испания
|
11.8
|
6. Германия
|
12.9
|
7. Австрия
|
11.5
|
7. Испания
|
12.8
|
8. Бельгия
|
10.9
|
8. Австрия
|
12.4
|
9. Нидерланды
|
10.0
|
9. Англия
|
11.4
|
10. Англия
|
9.4
|
10. Бельгия
|
11.4
|
11. Италия
|
9.2
|
11. Финляндия
|
11.1
|
12. Беларусь
|
9.2
|
12. Италия
|
10.7
|
13. Финляндия
|
8.6
|
13. Нидерланды
|
10.5
|
14. Швеция
|
6.1
|
14. Швеция
|
8.1
|
15. Норвегия
|
5.3
|
15. Норвегия
|
7.1
|
Таблица 2. Уровень потребления алкоголя в странах Западной Европы в1996-98 годах (средние цифры в литрах абсолютного алкоголя в пересчете на все население за исключением лиц моложе 15 лет).
В 2002 г. уровень зарегистрированного потребления алкоголя составил 11,7 литра, с учетом незарегистрированного — 17,5 литра (в пересчете на лиц старше 15 лет), что является самым высоким показателем в Европе. Ситуация усугубляется тем, что в структуре потребления алкоголя в Беларуси преобладают крепкие алкогольные напитки, т. е. водка. В то время как в государствах Западной Европы в структуре потребления алкоголя произошел шифт от крепких к более слабым алкогольным напиткам, в Беларуси наблюдалась обратная тенденция. В период с начала 70-х до конца 90-х годов прошлого века доля водки в структуре продажи алкоголя выросла с 42 до 78%. Уровень потребления алкоголя в Беларуси рос с 60-х до середины 80-х годов, т. е. до начала антиалкогольной кампании. В 90-х годах рост этого показателя продолжался. Рост уровня потребления алкоголя в 60-х и 70-х годах прошлого века, вероятнее всего, был обусловлен повышением покупательской способности населения, в то время как увеличение этого показателя в 90-х годах принято объяснять социально-экономическим кризисом [1, 2].
Паттерн потребления алкоголя в странах Западной Европы во второй половине XX века
Понятие «паттерн потребления алкоголя» разграничивает объем потребления от других аспектов питьевого поведения, таких как вид употребляемого напитка, распределение потребления алкоголя во времени, контекст потребления, личностные характеристики потребителей, виды активности, сопровождающие употребление алкоголя и т. д. Под паттерном потребления алкоголя обычно подразумевается частота употребления алкоголя, а также количество выпиваемого алкоголя в течение одной выпивки. При кросс-культуральном сравнении паттернов потребления алкоголя, как правило, упоминается вид наиболее часто употребляемого алкогольного напитка. Принято считать, что каждый вид алкогольного напитка ассоциируется с определенным паттерном потребления. Так, например, крепкие алкогольные напитки обычно ассоциируются с эксплозивным (интоксикационно-ориентированным) паттерном потребления, когда большие дозы алкоголя употребляются за короткий промежуток времени. Однако это не всегда соответствует действительности. Если в странах Средиземноморья вино употребляется как часть диеты в процессе приема пищи, то в странах Северной Европы вино часто употребляется в больших дозах в контексте рекреативной активности и социализации. Таким образом, предпочитаемый алкогольный напиток не всегда отражает паттерн потребления. Несмотря на важность паттерна потребления, большинство исследователей единодушны во мнении, что общий уровень потребления алкоголя является более надежным индикатором уровня связанных с алкоголем проблем, следовательно, первостепенная задача алкогольной политики — снижение общего уровня потребления алкоголя.
В контексте глобализации и гомогенизации представляется интересным то, как традиционные паттерны потребления алкоголя подвержены влиянию чужих паттернов. Исследования показывают, что традиционно-культуральные паттерны потребления алкоголя достаточно устойчивы, несмотря на изменения в экономике, условиях жизни и алкогольной политике [12]. Целью проведения реформы в Финляндии в 1969 г. была замена местного интоксикационно-ориентированного паттерна потребления водки на паттерн потребления пива (так называемая экономика замещения). Пиво стали продавать во всех продовольственных магазинах, в то время как водку можно было купить только в специальных государственных магазинах. Предполагалось, что доступность слабоалкогольных напитков приведет к снижению потребления крепких алкогольных напитков. Однако вопреки ожиданиям замещения водки пивом не произошло. Финны не отказались от эксплозивного паттерна потребления, а совокупный уровень потребления алкоголя на душу населения вырос более чем в два раза, что привело к росту связанных с алкоголем проблем. После либерализации алкогольной политики в Финляндии отмечалось еще большее распространение традиционного интоксикационно-ориентированного паттерна потребления алкоголя. Так, доля мужчин, напивавшихся до тяжелой степени опьянения минимум раз в неделю, с 1968 по 2000 г. выросла с 14 до 30%, среди женщин этот показатель увеличился с 2 до 13% [13]. Предполагалось, что новый паттерн потребления алкоголя (более регулярное употребление небольших доз алкоголя) приобретет популярность среди молодежи и постепенно вытеснит традиционный паттерн потребления алкоголя (нерегулярное употребление больших доз алкоголя). Однако новый паттерн потребления алкоголя нашел сторонников среди образованных людей среднего возраста, а не среди молодежи. Число абстинентов в Скандинавских странах резко снизилось в 60-е и 70-е годы. Так, в Норвегии с середины 50-х до середины 70-х годов число абстинентов среди мужчин снизилось с 25 до 12%, среди женщин — с 37 до 18%. В Финляндии за этот же период число абстинентов среди мужчин снизилось с 14 до 8%, среди женщин — с 40 до 20%. В других странах Западной Европы также отмечалась тенденция к снижению числа абстинентов. Уменьшение числа абстинентов в странах Северной Европы свидетельствует об отходе от темперанских (трезвеннических) идей, т.е. о “размокании” культуры. В Беларуси среди мужчин абстиненты составляют 5,1%, среди женщин — 26,1%, что является низким показателем, примерно соответствующим уровню абстинентов в таких «пивных» странах, как Англия, Германия и Дания [4]. Высокий уровень потребления алкоголя на душу населения и низкий уровень абстинентов позволяют отнести Беларусь к так называемым “мокрым” странам.
Связанная с алкоголем смертность
Анализ литературных данных свидетельствует, что в так называемых “мокрых” странах с высоким уровнем потребления алкоголя на душу населения и преобладанием вина в структуре потребления алкоголя высок уровень хронических связанных с алкоголем проблем (например, смертность от цирроза печени) [15]. В так называемых “сухих” странах, где общий уровень потребления алкоголя относительно невысок, а в структуре потребления алкоголя преобладают крепкие алкогольные напитки, высок уровень смертности в результате острых проблем (например, смертность в результате острых алкогольных отравлений) [16]. Таким образом, острые связанные с алкоголем проблемы в большей степени ассоциируются с паттерном потребления алкоголя, в то время как хронические проблемы более связаны с общим уровнем потребления. В связи с этим необходимо отметить, что уровень смертности от цирроза печени была значительно выше в странах Южной Европы по сравнению со странами Северной Европы. Уровень смертности в результате острых алкогольных отравлений выше в государствах Северной Европы. Здесь смертность от цирроза печени среди мужчин в период с 50-х до 1995 года выросла на 67% (табл. 3).
Страна
|
1950 - 1965
|
1995
|
Цирроз печени
|
Алкогольная смертность
|
Цирроз печени
|
Алкогольная смертность
|
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
М
|
Ж
|
Финляндия
|
8.4
|
4.5
|
19.7
|
5.8
|
9.5
|
0.4
|
28.6
|
4.0
|
Норвегия
|
5.9
|
4.1
|
7.6
|
3.6
|
1.7
|
0.2
|
14.0
|
3.3
|
Швеция
|
7.7
|
4.1
|
9.3
|
4.9
|
2.6
|
0.2
|
10.6
|
2.1
|
Австрия
|
44.1
|
12.2
|
47.1
|
15.1
|
6.8
|
1.1
|
7.6
|
1.5
|
Бельгия
|
15.9
|
7.4
|
18.6
|
9.5
|
3.4
|
0.8
|
5.6
|
2.1
|
Дания
|
9.8
|
11.0
|
27.7
|
13.3
|
0.8
|
0.1
|
9.6
|
3.0
|
Ирландия
|
4.7
|
2.5
|
4.3
|
4.0
|
0.4
|
0.1
|
2.8
|
2.0
|
Нидерлан.
|
7.3
|
4.8
|
7.7
|
4.4
|
1.4
|
0.1
|
3.1
|
0.8
|
Англия
|
4.4
|
2.8
|
11.1
|
6.4
|
0.3
|
0.1
|
2.8
|
1.1
|
Германия
|
31.6
|
12.8
|
36.6
|
14.5
|
1.5
|
0.3
|
16.8
|
4.0
|
Франция
|
57.4
|
23.5
|
28.0
|
11.0
|
20.8
|
4.9
|
9.2
|
2.0
|
Италия
|
40.8
|
13.5
|
35.0
|
15.8
|
3.4
|
0.4
|
1.3
|
0.2
|
Испания
|
34.9
|
17.1
|
29.3
|
9.4
|
3.1
|
0.7
|
1.9
|
0.3
|
Таблица 3. Смертность от цирроза печени и связанная с алкоголем смертность (смертность от алкоголизма и алкогольных психозов, алкогольных отравлений, алкогольной кардиомиопатии) в странах Западной Европы в 1950-65 и 1995 годах.
В Финляндии этот показатель вырос в 2,3 раза. Среди женщин уровень смертности от цирроза печени вырос незначительно. В странах Центральной Европы уровень смертности от цирроза печени за этот же период среди мужчин вырос на 30%, среди женщин — на 26%. В странах Южной Европы уровень смертности от цирроза печени среди мужчин снизился на 29%, среди женщин — на 41%. Во Франции этот показатель снизился в два раза как среди мужчин, так и среди женщин. В начале 50-х годов уровень смертности от цирроза печени в странах Северной Европы превышал в 6,5 раза среди мужчин и в 5 раз среди женщин аналогичный показатель в странах Южной Европы. К 1995 г. этот градиент уменьшился и составил для мужчин 2,8 и для женщин 2,5.
Уровень различных видов связанной с алкоголем смертности (алкоголизм, алкогольные психозы, острые алкогольные отравления, алкогольная кардиомиопатия) в странах Северной Европы с 50-х годов до 1995 г. вырос в 3,8 раза среди мужчин и в 10 раз среди женщин. В государствах Центральной Европы этот показатель вырос в 3,3 раза среди мужчин и в 5,5 раза среди женщин. В странах Южной Европы уровень связанной с алкоголем смертности снизился в 3 раза среди мужчин и в 4 раза среди женщин. Таким образом, рост уровня потребления алкоголя в странах Северной и Центральной Европы сопровождался ростом уровня связанных с алкоголем проблем. Противоположно направленная тенденция отмечалась в странах Южной Европы. В Беларуси в период с 1970 по 1999 г. уровень смертности от цирроза печени вырос в 3,5 раза (с 3,5 до 12,4 на 100 тыс. населения), а уровень смертности от острых алкогольных отравлений — в 4,8 раза (с 4,9 до 23,4 на 100 тыс. населения).
Следует отметить, что Беларусь принадлежит к странам с высоким уровнем потребления алкоголя на душу населения. При этом преобладающим паттерном является потребление больших количеств крепких алкогольных напитков по различным социальным поводам. Вероятно, этим обстоятельством можно объяснить тот факт, что в Беларуси наблюдается высокий уровень смертности в результате острых алкогольных отравлений и относительно низкий уровень смертности от цирроза печени.
Факторы, влияющие на уровень потребления алкоголя
В настоящее время не существует четкого объяснения тенденции к увеличению потребления алкоголя, которое наблюдалось до середины 70-х годов в большинстве стран Западной Европы. По крайней мере, ее сложно объяснить возросшей покупательской способностью и доступностью алкоголя. Эконометрический анализ свидетельствует, что цены на алкогольные напитки и реальные доходы населения влияют на уровень потребления алкоголя [11]. Эластичность цен, т. е. в какой степени изменение цен влияет на уровень потребления алкоголя, различается не только в разных странах Европы, но и в разные периоды времени в одной и той же стране. Изменение в уровне доходов сопровождается изменением уровня потребления алкоголя. Эластичность доходов населения была приблизительно одинаковой во всех странах, в то время как эластичность цен была сильнее в государствах Северной Европы и слабее в странах Южной Европы. На протяжении последних 20 лет в странах Средиземноморья реальные доходы населения росли, а цены на алкогольные напитки оставались стабильными. Это значит, что уровень потребления алкоголя в этих странах должен был расти так же, как и в остальных странах Европы. Снижение уровня потребления алкоголя в государствах Южной Европы свидетельствует о существовании других факторов, кроме цены и доходов населения, которые влияют на уровень потребления алкоголя. Эконометрический анализ, в который были включены экономические и неэкономические факторы, показал, что различия в уровне потребления алкоголя между странами в большей степени объясняется не экономическими факторами [9]. Изменения в условиях жизни (модернизация, урбанизация, развитие технологий коммуникаций, развитие индустрии отдыха и туризма) неоднозначно влияют на уровень потребления алкоголя в разных странах. Так, например, быстрая урбанизация в государствах Северной и Центральной Европы с начала 50-х годов сопровождалась ростом уровня потребления алкоголя, в то время как в странах Средиземноморья этот показатель снизился. Таким образом, прямая связь между изменениями условий жизни и уровнем потребления алкоголя отсутствует. Вероятно, это непрямая связь, опосредованная специфичными для каждой страны историческими и культуральными особенностями. Обеспокоенность негативными последствиями роста потребления алкоголя в странах Южной Европы привела к усилению законодательных мер по ограничению его доступности, включающих введение минимального возраста продажи алкоголя и запрет употребления алкоголя на рабочем месте. Однако в большей степени снижение уровня потребления алкоголя в странах Южной Европы было обусловлено изменением отношения населения к алкоголю, т. е. возросшей озабоченностью неблагоприятными его последствиями и популяризацией здорового образа жизни. Различия в тенденциях потребления алкоголя в государствах Западной Европы свидетельствуют о важности учета национальных факторов при разработке эффективной алкогольной политики.
Анализ динамики алкогольной ситуации в странах Западной Европы во второй половине XX в. свидетельствует об унификации и усилении алкогольной политики, а также гомогенизации уровня и паттерна потребления алкоголя. В то же время динамика уровня потребления алкоголя и уровня связанных с алкоголем проблем существенно различалась в разных странах. В странах Северной и Центральной Европы эти показатели росли, в то время как в странах Южной Европы снижались. Резкий рост уровня потребления алкоголя, а также уровня связанных с алкоголем проблем в Скандинавских государствах был обусловлен либерализацией алкогольной политики. На основании опыта этих стран можно сделать вывод, что экономика замещения крепких алкогольных напитков на более легкие не принесла желаемых результатов. Несмотря на снижение доли крепких алкогольных напитков в структуре потребления алкоголя, совокупный уровень потребления резко вырос, что привело к росту уровня связанных с алкоголем проблем. Подтверждением того, что в области алкогольной политики нет универсальных рецептов, является то обстоятельство, что, несмотря на схожесть социально-экономических, культуральных и климатических факторов, динамика уровня потребления алкоголя в Скандинавских странах существенно различалась.
Опыт Скандинавских стран в области алкогольной политики может оказаться полезным для разработки адекватной алкогольной политики в Беларуси. В последние годы в нашей стране проводится целенаправленная политика по повышению доступности вина и пива с целью снижения доли крепких алкогольных напитков в структуре потребления алкоголя. Результаты официальной статистики свидетельствуют, что доля крепких алкогольных напитков действительно уменьшилась, однако вырос общий уровень потребления алкоголя. Это значит, что алкогольная ситуация в Беларуси развивается по скандинавскому сценарию. Широкое распространение потребления пива среди подростков является подтверждением этому. Следует помнить, что изменение структуры потребления алкоголя — важная стратегическая задача алкогольной политики только в рамках снижения общего уровня его потребления.
1. Немцов А.В. Алкогольный урон регионов России. — М., 2003.
2. Разводовский Ю.Е. // Мед. новости. — 2001. — N 7. — С. 41—43.
3. Разводовский Ю.Е. // Мед. новости. — 2002. — N 11. — С. 15—20.
4. Разводовский Ю.Е. Эпидемиология алкоголизма в Беларуси. — Гродно, 2004.
5. Bruun K., Edwards G., Lumio M. Alcohol Control Policies in Public Health Perspective. — Helsinki, 1975.
6. Edwards G., Anderson P., Babor T. Alcohol Policy and the Public Good. — Oxford, 1994.
7. Holder H.D., Kihlhorn E., Nordlung S. et al. European Integration and Nordic Alcohol Policies. — Aldershot, 1998.
8. Karlson T., Osterberg E. // Nordic Studies on Alcohol and Drugs. — 2001. — N 18. — P. 117—131.
9. Karlsson T., Simpura J. // Ibid. — 2001. — V. 18, Suppl. — P. 82—99.
10. Leifman H. // Ibid. — 2001. — N 18. — P. 15—30.
11. Leppanen K., Sulstrom R., Suoniemi I. // Ibid. — 2001. — V. 18, Suppl. — P. 100—116.
12. Mustonen H., Metso L., Paakkanen P. et al. Finnish Drinking Habits in 1968, 1976, 1984, 1992 and 1996. — Helsinki, 1999.
13. Norstrom T. Alcohol in Postwar Europe. Consumption, drinking patterns, consequences and policy responses in 15 European countries. — Stockholm, 2002.
14. Osterberg E., Karlsson T. Alcohol Policies in EU Member State and Norway. A Collection of Country Report. — Helsinki, 2002.
15. Ramstedt M. Comparative studies on alcohol-related problems in postwar Western Europe. — Stockholm, 2001.
16. Skog O.J. // Addiction. — 2001. — V. 96, Suppl. 1. — P. 35—47.
Медицинские новости. – 2005. – №11. – С. 53-60.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.
Содержание »
Архив »
|
|