Внимание! Статья адресована врачам-специалистам
Safarova A.F.
Azerbaijan Medical University, Baku
The influence of socio-economic factors
on the outcomes of in vitro fertilization procedures
Резюме. Изучено влияние социально-экономических факторов у женщин, перенесших процедуру экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), и их связи с результатами ЭКО. Наблюдали 191 пациентку, обратившуюся в репродуктивное отделение Caspian International Hospital в период с 2020 по 2022 год для обследования по поводу бесплодия. Из них 146 (76,4%) – в возрасте 20–35 лет, 45 (23,6%) – в возрасте 36–50 лет. Пациентки были сгруппированы и проанализированы на основе следующих параметров: социальный статус, образование, место и условия проживания, материально-экономическое положение, вредные привычки, семейное положение, инфекционные заболевания в детском возрасте, наличие соматических заболеваний. Среди женщин с неудачным результатом ЭКО в сравнении с удачным преобладали живущие в «неудовлетворительных» жилищных условиях, а также живущие в регионах (р<0,05). Больший процент неудачного результата ЭКО отмечался у работающих женщин, что, возможно, связано с более высоким базальным уровнем стресса. Очевидно, что социально-экономические факторы влияют на риск неудачных исходов ЭКО и беременности, наступившей после процедуры. Учет данных факторов может привести к значительному повышению частоты благоприятных исходов на фоне применения вспомогательных репродуктивных технологий.
Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, экстракорпоральное оплодотворение, социально-экономические факторы, беременность.
Медицинские новости. – 2024. – №4. – С. 70–71.
Summary. Aim – to study socio-economic factors in women who underwent IVF and their relationship with IVF results. We observed 191 patients who applied to the reproductive department of Caspian International Hospital between 2020 and 2022 for examination for infertility. Of these, 146 (76.4%) were aged 20–35 years, 45 (23.6%) were aged 36–50 years. The patients were grouped and analyzed based on the following parameters: social status, education, place and living conditions, financial and economic status, bad habits, marital status, infectious diseases in childhood, and the presence of somatic diseases. Among women with unsuccessful IVF results, in comparison with successful ones, those living in “unsatisfactory” housing conditions, as well as those living in the regions, prevailed (p<0.05). A higher IVF failure rate was observed in working women, which may be due to higher basal stress levels. Thus, it is clear that socioeconomic factors influence the risk of IVF failure and pregnancy following the procedure. Taking these factors into account can lead to a significant increase in the frequency of favorable outcomes during the use of ART.
Keywords: assisted reproductive technologies, in vitro fertilization, socio-economic factors, pregnancy.
Meditsinskie novosti. – 2024. – N4. – P. 70–71.
Бесплодие все еще остается одной из проблемных областей современной медицины. Вспомогательные репродуктивные технологии (ВРТ), в основном внутриматочная инсеминация (ВМИ) и экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), уже помогли многим парам преодолеть бесплодие. Согласно статистике, во всем мире миллионы детей родились с помощью ВРТ, в настоящее время на их долю приходится >4% рождений в ряде европейских стран [1].
Необходимо помнить, что конечной целью ВРТ, в частности экстракорпорального оплодотворения, является рождение живого ребенка. Как и при естественном зачатии, после ЭКО может возникнуть неудачная беременность, включая раннее прерывание беременности, внематочную беременность, внутриутробную гибель плода или мертворождение. Помимо физического и финансового бремени, любой аборт оказывает дестабилизирующее эмоциональное воздействие на пары, проходящие циклы ЭКО [2].
В связи с этим воздействие любой группы факторов, способных изменить результат беременности в процессе ЭКО и его этапов, должно быть предметом пристального изучения с целью минимизировать неблагоприятные исходы.
К такого рода факторам некоторые исследователи относят социально-экономические факторы. Социально-экономический статус, включающий уровень образования, доход, условия проживания или другие показатели социального положения, оказывает значительное влияние на здоровье [3].
Имеются сообщения о взаимосвязи между неудовлетворительными социально-экономическими условиями и увеличением числа неблагоприятных фето-материнских исходов [4].
У беременных женщин низкий социально-экономический статус может увеличить риск неблагоприятных исходов даже при естественно наступившей беременности, поскольку зачастую связан со стрессовыми факторами, а также воспалительными, соматическими заболеваниями и малой обращаемостью к врачу [5].
Учитывая, что ЭКО само по себе является стрессовой ситуацией, оценка роли социально-экономических условий может иметь важное значение для повышения эффективности процедуры.
Цель исследования – изучение социально-экономических факторов у женщин, перенесших процедуру ЭКО, и их связи с результатами ЭКО.
Материалы и методы
Под нашим наблюдением находилась 191 пациентка, обратившаяся в репродуктивное отделение Caspian International Hospital в период с 2020 по 2022 год для обследования по поводу бесплодия. Из них 146 (76,4%) – в возрасте 20–35 лет, 45 (23,6%) – в возрасте 36–50 лет. Пациентки были проанализированы на основе следующих параметров: социальный статус, образование, место и условия проживания, материально-экономическое положение, вредные привычки, семейное положение, инфекционные заболевания в детском возрасте, наличие соматических заболеваний.
Обследованным проводилась процедура ЭКО по стандартным клиническим процедурам. Индукцию овуляции проводили путем инъекции рекомбинантного фолликулостимулирующего гормона (ежедневно 225 МЕ), начиная с третьего дня менструального цикла. Хорионический гонадотропин человека (3300–10 000 МЕ) вводили после наблюдения двух фолликулов, достигших минимального среднего диаметра 17 мм. Забор ооцитов проводился спустя 36 часов после введения хорионического гонадотропина человека с введением прогестерона в день забора ооцитов. Оценка беременности осуществлялась через 4–5 недель после переноса эмбрионов с помощью ультразвукового исследования.
При оценке данных применялась программа NCSS (Number Cruncher Statistical System). Определяли среднее, стандартное отклонение, частоту признака (абсолютное число и процентную долю). Соответствие количественных данных нормальному распределению проверяли с помощью критерия Shapiro – Wilk и графических исследований. Сравнение групп с нормальным распределением проводили с использованием t-критерия Стьюдента, групп при отсутствии нормального распределения – U-критерия Манна – Уитни. Различия считали достоверными при р<0,05.
Результаты и обсуждение
При анализе анамнестических данных было установлено, что из 191 пациентки, обратившейся в клинику, высшее образование было у 41 (21,5%), среднее – у 149 (78%) женщин. У одной из пациенток образование было на уровне неполного среднего.
Оценка социального статуса показала, что 70 (36,6%) имели постоянное место работы, 120 (62,8%) – не работали на момент обследования. В одном из случаев информацию получить не удалось.
Анализ места проживания выявил, что 30 (15,7%) обратившихся жили в Баку, остальные 161 (84,3%) – в регионах. При этом 20 (10,5%) пациенток оценивали условия проживания как «хорошие», 167 (87,4%) – как «удовлетворительные», а 4 (2,1%) – как «неудовлетворительные». Соответственно, ответы на вопрос о материальном положении распределились аналогичным образом. Все женщины отрицали наличие вредных привычек.
В отношении семейного положения было выявлено, что только 1 пациентка на момент обращения не состояла в браке, остальные 190 (99,5%) находились в браке.
Наличие соматических заболеваний было подтверждено клинико-лабораторными методами у 20 (10,5%) находящихся под наблюдением, в основном, данные пациентки относились к возрастной группе 36–50 лет. В структуре соматических заболеваний преобладала эндокринная патология: у 12 (6,3%) женщин был обнаружен гипотиреоз, у 2 (1%) – сахарный диабет. Помимо этого, наблюдалась артериальная гипертензия (у 3 (1,6%) пациенток), бронхиальная астма (у 1 (0,5%)). В 2 (1%) случаях была выявлена туберкулезная инфекция. Все опрошенные указали на перенесенные в детском возрасте различные инфекционные заболевания.
По итогам проведенного ЭКО были получены следующие результаты, отраженные в таблице.
Таблица. Результаты экстракорпорального оплодотворения у обследованных женщин
Результат
|
Абсолютное число (n)
|
Процентная доля (%)
|
Отсутствие трансфера
|
8
|
4,2
|
Беременности нет
|
91
|
47,6
|
Беременность есть
|
82
|
42,9
|
Цикл нарушен
|
10
|
5,2
|
Необходимо отметить, что среди женщин с неудачным результатом ЭКО в сравнении с удачным преобладали живущие в «неудовлетворительных» жилищных условиях, а также живущие в регионах (р<0,05). Интересно, что больший процент неудачного результата ЭКО отмечался у работающих женщин, что, возможно, связано с более высоким базальным уровнем стресса.
Наши данные совпадают с исследованием F.N. Norsker и соавт. (2012), в котором показан в целом более высокий риск абортов у работающих женщин [6]. В другой работе, напротив, более низкий риск прерывания беременности был выявлен среди работающих женщин [2].
Ряд авторов высказывают предположение, что профессиональное воздействие физического или психологического стресса может стать причиной неблагоприятных исходов беременности [7, 8].
Поскольку мы не исследовали тип занятий обследованных женщин, не удалось установить конкретные взаимосвязи с характером профессионального риска, который мог бы повлиять на исход беременности. Некоторые авторы считают, что умеренная по нагрузке работа может увеличить приток крови к плаценте, что благоприятно скажется на беременности, в то время как физически тяжелая работа во время беременности связана с повышенным риском неблагоприятных исходов [2].
Возможно, это является одной из причин преобладания в группе неудачной ЭКО пациенток из регионов, где физический труд более распространен в силу специфики хозяйства.
Многие исследования показали более высокий риск самопроизвольных абортов среди тех, чей социально-экономический статус низок, например, у лиц с низким доходом или образованием ниже среднего [9]. Однако в нашем исследовании подобной связи с уровнем образования не прослеживалось.
Считается, что пациентки с более высоким образовательным и экономическим уровнем, прошедшие процедуру ЭКО, более четко придерживаются рекомендаций и соблюдают необходимый режим осмотров.
Заключение
Таким образом, очевидно, что социально-экономические факторы влияют на риск неудачных исходов ЭКО и беременности, наступившей после процедуры. Учет данных факторов может привести к значительному повышению частоты благоприятных исходов на фоне применения ВРТ.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Fauque P., De Mouzon J., Devaux A., et al. // Clin Epigenet. – 2020. – Vol.12. – P.191. https://doi.org/10.1186/s13148-020-00986-3
2. Kim J.H., Kim S., Ryu K.J., Park H., Kim Y.J., Choe S.A. // J Korean Med Sci. – 2023. – Vol.38. – e293. doi: 10.3346/jkms.2023.38.e293
3. Papageorghiou A.T. // BJOG. – 2020. – Vol.127, N4. – P.431–432.
4. Aizer A., Currie J. // Science. – 2014. – Vol.344. – P.856–861.
5. Keenan-Devlin L., Smart B.P., Grobman W., et al. // Am J Reprod Immunol. – 2022. – Vol.87, N3. – e13489.
6. Norsker F.N., Espenhain L., Rogvi A.S., Morgen C.S., Andersen P.K., Nybo Andersen A.M. // BMJ Open. – 2012. – Vol.2, N3. – e001077.
7. Kim I., Kim M.H., Lim S. // PLoS One. – 2015. – Vol.10, N5. – e0123679.
8. Park C., Kang M.Y., Kim D., Park J., Eom H., Kim E.A. // PLoS One. – 2017. – Vol.12, N8. – e0182341.
9. Kim M.K., Lee S.M., Bae S.H., et al. // Int J Equity Health. – 2018. – Vol.17, N1. – P.2.
Медицинские новости. – 2024. – №4. – С. 70-71.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.