• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Шарабчиев Ю.Т.

Формирование и продвижение имиджа и бренда ученого для достижения успеха в науке и карьерного роста

Редакция журнала «Медицинские новости», Минск, Беларусь

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам

Sharabchiev Yu.T.

Journal «Meditsinskie novosti», Minsk, Belarus

Formation and promotion of the image

and brand of a scientist to achieve success in science and career growth

Резюме. В каждой стране есть одаренные и талантливые люди, которые могут стать учеными, но не все ими станут. Для того, чтобы стать ученым, требуются, с одной стороны, такие внутренние качества, как желание, целеустремленность, упорство и трудолюбие, настойчивость, а иногда и пробивные способности. С другой стороны, – внешние факторы: благоприятные условия в семье, государственная политика поддержки молодых ученых, возможность попадания в научную школу с хорошей экспериментальной базой, наличие заинтересованных Учителей, поддержка коллег по работе. Но это только предпосылки. Настоящий ученый – великий труженик, зачастую трудоголик, человек, влюбленный в свое дело, человек, который учится всю жизнь. Для того, чтобы стать ученым и сделать карьеру, необходимо хорошо знать принципы и методы программно-целевого планирования НИР, выявления приоритетных научных направлений, методы системного анализа, основы информационного поиска, статистической обработки результатов научных результатов, авторского и изобретательского права и многое другое. К сожалению, в высших учебных заведениях и в аспирантуре этому не обучают. В статье приведены основные принципы активации творческих способностей, построения бренда ученого и его карьеры.

Ключевые слова: научная карьера, бренд ученого, активация творчества, цитируемость, мозговой штурм, научная интуиция, пробельный анализ, теория решения изобретательских задач, характерологические качества ученых.

Медицинские новости. – 2024. – №2. – С. 30–39.

Summary. Every country has gifted and talented people who can become scientists, but not everyone will become one. In order to become a scientist, on the one hand, such internal qualities as desire, determination, perseverance and hard work, perseverance, and sometimes breakthrough abilities are required. On the other hand, there are external factors: favorable conditions in the family, government policy to support young scientists, the opportunity to get into a scientific school with a good experimental base, the presence of interested Teachers, support from work colleagues. But these are just premises. A true scientist is a great worker, often a workaholic, a person who is in love with his work, a person who studies all his life. In order to become a scientist and make a career, you need to have a good knowledge of the principles and methods of program-targeted planning of research, identifying priority scientific directions, methods of system analysis, the basics of information retrieval, statistical processing of scientific results, copyright and invention law, and much more. Unfortunately, this is not taught in higher educational institutions and graduate schools. The article provides the basic principles of activating creative abilities, building a brand of a scientist and his career.

Keywords: scientific career, scientist’s brand, activation of creativity, citation, brainstorming, scientific intuition, gap analysis, theory of solving inventive problems, characterological qualities of scientists.

Meditsinskie novosti. – 2024. – N2. – P. 30–39.

 

Для достижения успеха в науке начинающему ученому (и не только) необходимо найти свой подход в науке, свою методологию, найти СВОЮ идею, каждодневным трудом утверждать ее и сформулировать свое научное направление, а затем построить свой имидж, создать свой бренд и сделать научную карьеру.

Как найти свою идею и создать свое научное направление

Перед каждым ученым независимо от его научного статуса периодически встает вопрос: «Как найти идею», которая легла бы в основу планируемой НИР, диссертации или изобретения. Многие считают, что способность увидеть новую идею – это талант, природный дар озарения, который нельзя выработать или возместить усердным обучением. Ф. Гальтон считал, что гениальность есть функция способностей и стремления к напряженному труду [20]. Тем не менее, благодаря работам ряда психологов, науковедов и выдающихся ученых выработано множество приемов, которые позволяют стимулировать творческий процесс. Научные работники должны хорошо знать принципы и методы программно-целевого планирования НИР, выявления приоритетных научных направлений, методы системного анализа, основы информационного поиска, статистической обработки результатов научных результатов, авторского и изобретательского права и многое другое. Управление научными исследованиями и организация научной деятельности – это не только талант и искусство, но и знание научного менеджмента, которому следует обучать. К сожалению, в высших учебных заведениях и в аспирантуре эти крайне необходимые каждому научному сотруднику знания не дают.

Исторически сложилась парадоксальная ситуация: художники, скульпторы, режиссеры обучаются своему мастерству в высших учебных заведениях, изучают специальные дисциплины, по которым изданы и учебники, и разнообразные пособия, а искусством исследователя каждый ученый овладевает сам, по крохам собирая необходимые сведения в литературе или заимствуя опыт коллег. К сожалению, до сих пор «наука исследовать» как предмет нигде не преподается, отсутствуют и хорошие учебные пособия по этому вопросу. Естественно, в таких условиях, как во времена цеховых ремесленников, важную роль в подготовке ученых играют научная школа и личность ее лидера. Проходят долгие годы, в течение которых каждый научный сотрудник приобретает по крупицам опыт и знания в области технологии проведения научных исследований.

Проблема творчества включает творческие способности, творческий климат, творческие навыки, а также методы и приемы, позволяющие активизировать творческий процесс. Творческие навыки – это не врожденные качества личности, а технологические приемы, формируемые, приобретаемые в процессе обучения и постоянного пребывания в определенной творческой среде (например, в условиях научной школы). Творческие способности включают в себя нетрадиционное мышление и видение того, что не укладывается в рамки общепринятых понятий, умение мысленным взором охватить всю проблему целиком и сформулировать задачу, а также ассоциативную память и другие психоэмоциональные и характерологические свойства личности.

Весьма существенной является способность к переносу опыта,то есть к применению способов решения одних задач для решения других. Так, используя метод аналогий, английский инженер М. Брюнель, наблюдавший за движениями корабельного червя в древесине, в 1818 году пришел к технической идее строительства подводных туннелей. Англичанин Э. Уитней, наблюдая, как кошка пыталась схватить когтями цыпленка, пришел к мысли о создании хлопкоочистительной машины.

Составной частью таланта является способность мозга формировать и длительно удерживать в состоянии возбуждения нейронную модель проблемы, решаемой в данный момент исследователем. Впервые идею доминантного очага возбуждения выдвинул академик А.А. Ухтомский, который выделил два основных свойства доминанты: повышенную возбудимость группы нервных клеток, благодаря которой суммируются раздражители, приходящие из разных источников, и стойкую задержку возбуждения после исчезновения раздражителей. При этом в качестве раздражителей, поддерживающих активный процесс мышления в доминантном очаге, могут выступать прослушивание музыки, ходьба и т.д. Таким образом, для активации процесса мышления необходимо сформировать доминантный очаг возбуждения и в процессе решения определенной проблемы постоянно его поддерживать.

Так, И.И. Мечников, изучая взаимоотношения организма и инфекции, наблюдая за прозрачными личинками морской звезды, однажды бросил в их скопление несколько шипов розы. Личинки окружили эти шипы и переварили их. Обдумывание обнаруженного факта привело И.И. Мечникова к разработке теории фагоцитоза. Изобретатель карбюратора Ч. Дюрей, неустанно работавший над совершенствованием двигателя внутреннего сгорания, увидев у жены пульверизатор для духов, в 1891 г. создал инжектор, распыляющий смесь бензина с воздухом [11]. Приведенные примеры наглядно демонстрируют, что метод аналогий эффективно работает только при наличии у исследователя очага доминантного возбуждения по отношению к определенной проблеме.

Способность восприятия образов и формирование нейронных моделей (кодового обозначения объекта или события в коре головного мозга) и последующее манипулирование ими – важнейшее свойство мозга, позволяющее увидеть новое в давно привычном.

Архимед, постоянно обдумывавший вопрос о возможной примеси серебра в золотой короне царя Гиерона, опустившись в ванну, заметил, что из нее вытекло определенное количество воды. Уяснив сущность этого факта, Архимед выскочил из ванны с криком «Эврика!» («Нашел!»). Согласно легенде, именно так был открыт сначала метод сравнения объемов различных тел, а затем и основной закон гидростатики.

Легкость генерирования идей, их широта и глубина, способность к предвидению – основные характеристики исследовательской деятельности.

Важную роль в творческом процессе играет подсознание. Поскольку творческая личность находится в постоянном поиске ответов на решаемые проблемы (по дороге на работу и с работы, во время отдыха и т.д. ), перевозбужденный мозг и во сне продолжает свою работу. Так, В.М. Бехтерев и О. Бальзак отмечали, что у них процесс творчества продолжался во сне. О. Леви во сне пришла идея о передаче возбуждения с одной нервной клетки на другую. За это открытие через 15 лет он был удостоен Нобелевской премии. Н. Бор во сне увидел образ, натолкнувший его на идею создания планетарной модели атома. Многие мелодии явились Й. Гайдну, В.А. Моцарту, И.Ф. Стравинскому в полусонном состоянии. Периодическая система также была составлена Д.И. Менделеевым во сне. Сам ученый вспоминал об этом так: «Вижу во сне таблицу, где элементы расставлены так, как нужно, проснулся, тотчас записал на клочке бумаги, – только в одном месте впоследствии оказалась нужной поправка» [11].

Немецкому химику Ф.А. Кекуле после тяжелого трудового дня, в течение которого решение проблемы так и не было найдено, циклическая формула бензола пришла во сне, в виде змеи заглатывающей свой собственный хвост.

В подсознании могут быть решены многие проблемы, а сознание лишь фиксирует результат. Это явление многие оценивают как озарение, или инсайт. Считается, что «интуиция гения» – это озарение, как бы исходящее свыше. Однако у каждого сколько-нибудь способного человека бывают яркие мгновения вдохновения, ассоциируемые с самоощущением «гениальности». А видимая легкость генерирования идей у выдающихся людей – есть результат огромного труда, помноженного на способность улавливать самые слабые аналогии, огромную эрудицию и неистощимую фантазию.

Выдающийся математик А. Пуанкаре, описывающий, как он совершил одно из своих открытий, пишет: «Однажды вечером, вопреки своему обыкновению, я выпил черного кофе и не мог заснуть; идеи возникали в голове толпами...» Конечно, можно дать совет молодым читателям: пейте больше черного кофе. Естественно, это не даст каких-либо результатов, хотя совет и не лишен определенного здравого смысла, поскольку кофе тонизирует организм, но новые плодотворные идеи придут в голову не тому, кто больше выпьет кофе, а тому, кто изо дня в день много и упорно думает и работает над определенной научной проблемой. Так, И. Ньютон, объясняя, как он пришел к закону тяготения, сказал, что он постоянно думал об этом. Легендарное яблоко было лишь внешним толчком к решению проблемы. Не зря Л. Пастер заметил, что случай благоприятствует лишь подготовленному уму.

Важное значение в развитии творческой одаренности имеют некоторые характерологические качества, такие как добросовестность, терпение, трудолюбие и т.д. Математик К. Якоби говорил, что всеми своими успехами он обязан не особым природным дарованиям, а упорному тяжелому труду. К. Гаусс утверждал, что отличается от других людей только прилежанием [14]. G. Lucaes [22] считал, что гениальность – это не просто одаренность, заложенная в человеке в виде потенциальных возможностей, а результат упорного труда.

Важными качествами ученого являются способность и потребность к генерированию идей, постоянная их критическая оценка, умение найти своим идеям практическое применение.

Исследователь, лишенный веры в свои идеи, никогда не добьется успеха. Поэтому мало быть генератором идей. Необходимо иметь большую убежденность и стойкость для того, чтобы защитить свою идею, уметь переубеждать противников, находить сторонников и последователей. Для того чтобы творческие способности превратились в творческие достижения, нужны желание, воля, честолюбие, любознательность, определенная мотивация, стремление к престижу, приобретению определенных материальных благ и т. д.

Среди черт характера, мешающих научному творчеству, следует выделить боязнь неудачи, чересчур высокую самокритичность, лень, неуверенность в себе.

L. Trachtman [23] приходит к выводу, что одно из первых условий для развития талантов в обществе – материальный достаток. Если люди тратят 100% энергии на удовлетворение самых насущных человеческих нужд, то в таком обществе таланты не расцветают. В то же время имеется множество примеров, свидетельствующих о том, что именно отсутствие материального достатка заставляло многих одаренных людей интенсивно работать и достигать высоких результатов (В.А. Моцарт, Дж. Лондон и многие другие).

По мнению J. Gowan, M. Olson [21], превращению генетической одаренности в реальные достижения способствуют формальное образование, наличие «образцов для подражания», «дух времени», в то время как войны и отсутствие политической стабильности тормозят творческое развитие. Кроме того, творческий климат создается в обществе, в котором «есть чувство общности, чувство совместной цели» и вера в прогресс.

В настоящее время широко используются компьютерные программы, моделирующие процессы научного творчества. Активация научного творчества достигается и за счет интенсификации коммуникативных связей и междисцип-линарного общения ученых, создания творческого климата внутри научных учреждений, усиления информационного обеспечения и т.д.

Важное значение имеют неформальные связи и общение ученых на научных конференциях и в сети, что способствует не только поиску новых идей, но и выстраиванию своего научного имиджа. Неформальные связи ученых формируют “незримые научные колледжи” и сети взаимного цитирования.

Несмотря на то, что наука все в большей степени становится коллективной, открытия совершали, совершают и будут совершать отдельные ученые, т.е. конечное «озарение», приводящее к открытию чего-то принципиально нового, – процесс сугубо индивидуальный и всегда будет принадлежать какому-либо конкретному ученому. И все же искусству творчества можно и нужно учиться, создавая определенные условия и пользуясь определенными приемами, способствующими активизации научного поиска, приближающими «вспышки озарения» и дающими возможность совершить открытие не только гениям, но и рядовым ученым.

Важное качество исследователя – способность к наблюдению. Любое наблюдение возможно лишь при наличии внимания к окружающему, особенно если это внимание сконцентрировано на каком-то определенном предмете, к которому специалист проявляет сильный интерес. Наблюдательность тесно связана с памятью: человек со слабой памятью не может быть наблюдательным, так как в любом наблюдении есть элемент сопоставления с ранее известным. При этом видеть и выделить, заметить и сделать из замеченного правильные предположения и выводы – это принципиально разные понятия. Так, Э. Дженнер, заметив (хотя это было известно и до него), что люди, заразившиеся оспой коров, переносят натуральную оспу в легкой форме, предложил способ оспопрививания. А. Флеминг обнаружил, что в чашке Петри, засеянной стафилококком, по соседству с колонией плесневого грибка образовалась зона отсутствия роста патогенного микроба. Это привело к открытию пенициллина, а затем и других антибиотиков.

Одержимость поиском, поглощенность проблемами науки – вот главные черты исследователя. Не зря И.П. Павлов говорил, что наука требует от человека большого напряжения и великой страсти. Умение выделять главное – существенное качество ума, требуемое ученому.

Для мышления исследователя важной представляется способность к обобщению на основе недостаточного числа признаков. П.И. Карпов отмечает, что «эта способность крайне важна в творческом процессе, и если люди овладевают ею, то они мыслят так, как гении».

Т.А. Эдисон говорил, что талант состоит из 1% вдохновения и 99% тяжелого труда. Таланту нельзя научиться, но можно его развить. Способности – это еще не талант, но уже его предпосылка. Наблюдательность, так же, как и другие способности, можно развивать и совершенствовать. Для этого имеются специальные тесты и приемы.

Долгие годы неизменными атрибутами творчества считали озарение, врожденные способности, счастливый случай, а само понятие «творчество» связывали с технологией перебора вариантов методом проб и ошибок. Несмотря на то, что метод проб и ошибок до сих пор широко распространен в науке, это наименее эффективный путь к истине. Превращение науки в производительную силу общества и выделение ученых в самостоятельную профессию поставили задачу разработки методов активации научного творчества и алгоритма творческого процесса.

Историческая практика показывает, что к одному и тому же открытию можно прийти разными путями, на что, вероятно, решающее влияние оказывает изначальный набор знаний, известных первооткрывателю, а также стиль его мышления и многие другие факторы. Отсюда следует вывод, что любое открытие имеет свою внутреннюю логику, определенные этапы, стадии и условия, набор изначальных знаний, при которых это открытие реализуется.

Н.В. Гончаренко [6] разделяет творческий процесс на три стадии: 1-я – рождение замысла, гипотезы, когда творческая идея говорит только о цели, желании, о том, что творцу хочется, а не о том, чего он действительно достигает; 2-я – логический анализ, сбор информации, обогащение знаний, разработка плана деятельности; 3-я – фактическая реализация составленного плана, воплощение замысла.

П.К. Энгельгеймер в книге «Теория творчества» отмечает, что первый этап творчества дает замысел, второй – план, третий – поступок.

Таким образом, творчество в определенной степени представляет собой формализованный процесс, который может быть описан совокупностью алгоритмических действий.

Среди методов, активизирующих научное творчество, широко известен метод мозгового штурма (мозговой атаки), автором которого является А. Осборн. В основе этого психологического метода лежит утверждение о том, что процесс генерирования идей необходимо отделить от процесса их оценки. А. Осборн предложил осуществлять генерирование идей в условиях, когда критика запрещена и, наоборот, всячески поощряется каждая идея, какой бы фантастической она ни казалась. Для проведения мозгового штурма отбирают небольшую (6–8 человек) группу специалистов желательно из смежных областей знания, психологически адаптированных друг к другу и по стилю мышления являющихся «генераторами идей». Генерирование идей осуществляют в быстром темпе. В минуты «коллективного вдохновения» возникает своеобразный ажиотаж, идеи выдвигаются как бы непроизвольно, прорываются и высказываются смутные догадки и предположения [1]. Высказанные идеи записываются и передаются группе экспертов для оценки и отбора самых перспективных. Психофизиологические основы мозгового штурма можно объяснить с помощью теории 3. Фрейда, согласно которой сознание человека – всего лишь тонкая надстройка над бездной подсознания. В обычных условиях блокируются процессы мышления привычными представлениями и запретами. В условиях мозгового штурма запреты снимаются и создаются возможности для прорыва из подсознания иррациональных идей.

Модификацией метода мозговой является синектика, разработанная У. Гордоном. Особенностями этого метода является формирование более или менее постоянных групп «генераторов идей», внесение элементов критического анализа высказанных идей, наличие руководителя синектической группы, который направляет процесс решений и предлагает определенные аналогии. В отличие от Осборна Гордон делает упор на необходимость предварительного сбора информации, обучения экспертов, на использовании специальных приемов организации процесса выработки решения.

Сущность морфологического метода состоит в построении таблиц, которые должны охватить все возможные варианты решаемой проблемы. Морфологический метод предусматривает построение двухмерной матрицы: выбирают две важнейшие характеристики технической системы, по каждой из них составляют список альтернативных вариантов и на основе этого строят таблицу, осями которой являются эти списки. Каждая клетка такой таблицы соответствует возможным вариантам решения технической задачи.

В 1950–1960 годах Г.С. Альтшуллером было выдвинуто предположение о том, что творческий процесс представляет собой алгоритм последовательно осуществляемых действий. На основе этого были разработаны алгоритм и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), с помощью которой, опираясь на изучение объективных закономерностей развития технических систем, вырабатывают правила организации мышления по определенной схеме. Г.С. Альтшуллер считает, что существуют объективные законы развития технических систем, исключающие слепой перебор вариантов [1].

Для решения изобретательских задач в рамках ТРИЗ необходимо иметь мощный информационный фонд, включающий прежде всего типовые приемы устранения противоречий (административных, технических, физических) между современным состоянием объекта и идеальным конечным результатом. ТРИЗ представляет собой алгоритм, позволяющий выйти на идею решения задачи, и только от индивидуальных качеств изобре-тателя зависит, на каком этапе будет найдена идея.

Алгоритм решения изобретательских задач включает следующие основные этапы: 1) анализ задачи; 2) анализ модели задачи; 3) определение идеального конечного результата и физического противоречия; 4) анализ способа устранения физического противоречия.

Решение задачи начинают с перехода от заданной ситуации к минимальной задаче, получаемой по правилу «техническая система остается без изменений, но исчезают недостатки или появляются требуемые свойства».

Следующим этапом является формирование модели задачи – предельно упрощенной схемы конфликта, составляющего ее суть. Определение идеального конечного результата и противоречий, препятствующих решению задачи, – основа ТРИЗ. При этом выполняются стереотипные логические приемы (уменьшение, увеличение, изменение физического состояния объекта, его температуры, формы и т.д.), которые позволяют исследователю натолкнуться на решение задачи.

ТРИЗ включает в себя три стадии: аналитическую (анализ задачи с целью выявления технического противоречия и вызывающих его причин); оперативную (поиск технического противоречия и его устранения); синтетическую (внесение дополнительных изменений в методы использования объекта, в другие объекты, работающие совместно с измененным). Каждая стадия состоит из нескольких шагов и многочисленных стандартных постановочных вопросов, ответы на которые наталкивают на решение задачи. Так, например, аналитическая стадия включает четыре шага. На первом надо ответить на вопрос: «Что желательно получить в идеальном случае?», на втором – «В чем состоит помеха?», на третьем – «В чем непосредственная причина помехи?», на четвертом – «При каких условиях помеха исчезает?»

Оперативная стадия включает шесть шагов.Первый шаг – проверка возможности изменения в самом объекте (изменения размеров, формы, материала, температуры, давления, окраски, взаимного расположения частей и т.д.). Второй шаг – проверка возможного разделения объекта на независимые части (разные по функциям части, выделение «слабых» и необходимых частей). Третий шаг – проверка возможных изменений во внешней (для данного объекта) среде (изменение параметров среды, замена среды, разделение среды на составные части, использование внешней среды для выполнения полезных функций). Четвертый шаг – проверка возможных изменений в объектах, работающих совместно с данным. Пятый шаг – заимствование прообразов из других отраслей знания или природы. Шестой шаг – вхождение в образ изобретаемого устройства или его окружения.

Методика ТРИЗ учитывает психологические особенности человека: обычно исследователь, размышляя над решением задачи, представляет прототип и мысленно изменяет его. Методика предлагает отталкиваться от идеальной, еще не существующей конструкции.

Метод интуиции требует не только большого опыта и знаний, но и внутреннего чутья и проницательности, позволяющих выбрать правильное решение, часто ничем не обоснованное, но тем не менее верное.

И.С. Фельдблюм [15] считает, что подобно тому, как математический анализ позволяет вскрыть новые закономерности в теоретической физике, так и информационный анализ может служить средством получения нового знания путем построения информационных моделей.

Информационное моделирование как инструмент научного предвидения включает в себя методы семантического анализа информации и методов формализованного анализа ценностных ее характеристик; на их основе синтезируется новая информация, которую невозможно получить другими путями [9]. Р.В. Вальдман [4] рассматривает информационное моделирование как метод исследования научно-технических ситуаций, в процессе которого осуществляется анализ, синтез и фиксация информации, содержащейся в предмодельных документах, а также интерпретация интегративной информации, отображаемой посредством модели. Потребитель информационной модели рассматривается в этой системе как лицо, принимающее решение. Информационное моделирование включает системный анализ научно-технических ситуаций, выявление наиболее значимых, приоритетных направлений, представление альтернативных путей решения задачи, что существенно облегчает процесс принятия управленческих решений и делает их более обоснованными. В медицине с использованием методов информационного моделирования важные практические результаты получены А.М. Пикениным [13], Э.Н. Солошенко [14] и др.

В последние годы большое распространение получил метод кластерного анализа библиографических ссылок, ключевых слов, тематических рубрик и т.д., позволяющий использовать их в качестве маркеров «интеллектуального пространства», своеобразных «карт науки» для выявления активных «точек роста» и незримых связей между различными предметными областями науки, методами и технологиями [5, 7, 8, 12, 16, 17]. Исследование «карт науки», полученных с помощью кластерного анализа и других методов формализованной оценки информационных потоков и фактографических данных, позволяет ученым осуществлять выход на новые, оригинальные идеи, способствует научному предвидению и прогнозированию в науке.

Исследование комплекса знаний, накопленных наукой, выявляет две ситуации. В ситуациях первого типа еще неясно, каких знаний не хватает, в то время как в ситуациях второго типа оказывается возможным, сопоставляя фрагменты накопленного знания, предположить характеристики еще не известных особенностей изучаемых мира и тем самым очертить границы незнания. Этот уровень незнания – пробел знания – уже позволяет наметить вполне конкретную программу действий по получению требуемого результата [2], то есть речь идет о выявлении отсутствующих звеньев (пробелов), из-за которых цепь познания оказывается разорванной либо незавершенной.

Пробельный анализ представляет собой последовательность предположений о достижимом знании. В процессе осуществления пробельного анализа имеющееся знание оформляется сначала в виде цели, а затем в виде эталонного представления, позволяющего, ориентируясь на цель, поставить задачу для конкретного исследования [2].

В пробельном анализе есть три фиксированных этапа: предположение о цели, предположение об объеме наличного знания, предположение о результате, достижимом в ходе конкретной НИР. Первая группа – это предположения о том, как должен пройти процесс и как обеспечить взаимосвязанное, ориентированное на общую цель участие привлекаемых систем. Предположения второй группы включают в себя то состояние, к которому должна прийти каждая из привлекаемых систем знания в предполагаемом процессе развития. Поскольку пробельный анализ требует обеспечения связи между различными областями знания и глубокими знаниями в исследуемой отрасли, то для его проведения необходима специфичная квалификация [2].

Общая задача – увидеть инвариант в функциональных представлениях различных систем знаний. Сопоставление этих инвариантных функциональных представлений с функциональным представлением совершенствуемой предметной области, также выраженным в инвариантных терминах, позволяет выявить потенциально полезные результаты [2].

Важным элементом в становлении ученого является ознакомление с опытом и знаниями предшественников. В принципе до 90% того, что ученый хочет создать, уже создано, и информация об этом имеется в библиотеках и интернете. Важно найти эти сведения и оценить их. Поэтому для того, чтобы не умножать массив дублирующей информации и не проводить дублирующих исследований в научной деятельности, важное значение имеет полноценный, оперативный и быстрый информационный поиск. Традиционные формы информационного поиска по каталогам, бумажным реферативным журналам ушли в прошлое. На их место пришли интернет, электронные базы данных, электронные библиотеки, электронные журналы открытого доступа. Каждый из них имеет свои особенности, достоинства и недостатки. Поиск в интернете (через Yandex или Googlе) выдает миллионы единиц информации практически по любому запросу. При этом поисковый ответ содержит большой процент не релевантной информации и очень высокий уровень «информационного шума». Исторически интернет был создан учеными для решения своих собственных задач по обмену научной информацией. В настоящее время интернет используется преимущественно для бытовых целей (покупок в интернет-магазинах, поиск информации о погоде и т.д.). Профессиональный поиск в интернете носит принципиально иной, более адресный характер. Для проведения поиска научной информации ученым следует знать и использовать 2–3 десятка интернет-адресов электронных библиотек, электронных журналов открытого доступа, репозитариев. В день можно «сходить» в 2–3 и более электронные библиотеки, бесплатно скачать и распечатать полные тексты интересующих статей. Зарубежные статьи можно перевести, используя электронные переводчики.

Быстрым, надежным и достоверным является информационный поиск в электронных библиотеках, содержащих электронные научные журналы открытого доступа, которые распространяются бесплатно через интернет и содержат полные тексты. Существуют электронные журналы, просматриваемые в формате flash в режиме листания страниц, позволяют публиковать полноцветные статьи со звуковым сопровождением (музыка, вступительное слово автора), картинки с эффектом слайд-шоу, видеоролики, анимацию. Журналы можно читать как на компьютере в интернете, так и, скачав требуемый номер, на планшете, смартфоне или демонстрационном экране в аудитории. Эффект листания страниц создает на экране монитора привычную атмосферу чтения бумажного журнала.

Ведущими русскоязычными электронными библиотеками открытого доступа являются КиберЛенинка и Российский Индекс Научного Цитирования (РИНЦ). КиберЛенинка – это научная электронная библиотека открытого доступа (Open Access), основными задачами которой является популяризация науки и научной деятельности, общественный контроль качества научных публикаций, развитие междисциплинарных исследований и повышение цитируемости руcскоязычной науки. КиберЛенинка строится на основе парадигмы открытой науки (Open Science). Одно из основных преимуществ электронной библиотеки открытого доступа КиберЛенинка  – это полноценный поиск как через сайт библиотеки (предпочтительно), так и через поисковики интернета, которые обеспечивают высокую видимость материалов КиберЛенинки. Научная библиотека КиберЛенинка (http://cyberleninka.ru) содержит в себе более 1000 научных журналов открытого доступа и несколько тысяч журналов, открывающих свои полнотекстовые статьи с опозданием в несколько месяцев.

Крупнейшая в России электронная библиотека научных публикаций eLibrary.ru интегрирована с РИНЦ – бесплатным общедоступным инструментом измерения и анализа цитируемости и публикационной активности ученых и организаций. Cегодня подписчикам eLibrary.ru доступны полнотекстовые версии около 4000 иностранных и 3900 русскоязычных научных журналов стран СНГ, рефераты публикаций почти 20 тысяч журналов, а также описания полутора миллионов зарубежных и российских диссертаций. Общее число зарегистрированных институциональных пользователей (организаций) – более 2200. В системе зарегистрированы 1,1 миллиона индивидуальных пользователей из 125 стран мира. Ежегодно читатели получают из библиотеки более 7 миллионов полнотекстовых статей и просматривают более 22 миллионов аннотаций.

В этих электронных библиотеках за считанные секунды по ключевому слову или автору можно получить доступ не только к рефератам, но и полным текстам статей из сотен научных журналов, конференций и других источников информации, которые легко скачиваются (в КиберЛенинке в формате pdf, в eLibrary.ru – в формате Word).

При этом в отличие от поиска в поисковиках интернета, выдающего многомиллионный результат поиска с 90% уровнем «информационного шума», КиберЛенинка и eLibrary.ru предложат вам строго релевантную информацию в количестве, доступном для реального просмотра. Причем это будут статьи из рецензируемых изданий, рассчитанных на профессионалов.

Естественно, что ученые хотят, чтобы их идеи, открытия и технологии активно распространялись, а их публикации – цитировались. В этом также могут помочь электронные библиотеки КиберЛенинка и eLibrary.ru. Для этого следует публиковать свои статьи в журналах, входящих в эти электронные библиотеки.

 Google Scholar – бесплатная поисковая система по полным текстам научных публикаций всех форматов и дисциплинам, включает в себя данные о большинстве рецензируемых онлайн-журналов Европы и Америки. Поисковая система позволяет получать полные тексты статей только из научных, в т.ч. и по некоторым базам данных и электронным библиотекам, доступным в платном режиме, а также определять цитируемость статей.

Особое место в структурах НК занимают материалы (тезисы) научных конференций и съездов. Этот вид НК практически недоступен широкой аудитории читателей, плохо индексируется и просматривается в сети интернет. В этой связи в 2011 году был создан проект «Медицинские конференции online» (www.medconfer.com), как альтернатива традиционным сборникам конференций, электронный журнал «Бюллетень медицинских интернет-конференций» с ISSN и регистрацией в РИНЦ. Посещаемость сайта – 12 тысяч в месяц из 105 стран. Проекты «Русский медицинский журнал», «Медицинские конференции online» и др. являются наглядным примером успешной реализации концепции развития научных журналов, не включенных в список изданий ВАК.

Как создать бренд ученого

Организация современной науки такова, что для того, чтобы иметь право заниматься большой наукой, необходимо преодолеть длительный аттестационный процесс защиты кандидатской и докторской диссертации, утвердить свой научный статус учеными званиями доцента и профессора, получить ряд престижных научных премий и званий, добиться должности заведующего лабораторией (отдела, кафедрой), руководителя научной организации или коллектива. Все это открывает перед ученым возможности не только выдвигать новые идее, но и их реализовывать, отстаивать, быть признанным и оцененным ученым. Это формальный путь утверждения ученого в науке. Ученые регалии дают научным работникам определенные права, более высокую заработную плату, возможности реализовать свои идеи.

Современный рынок услуг высшего образования, рост научного производства и расширение рынка научных исследований вынуждают научного работника активно включаться в конкурентную борьбу, обусловливая необходимость управления репутацией с учетом ее основных составляющих. Сегодня репутация не только складывается из наукометрических показателей, но и является продуктом фактора паблисити и имиджа [3].

Репутация ученого (его имидж) складывается в глазах его коллег (общественности) по следующим основным признакам:

– научным достижениям, результатам научной деятельности, изобретениям, новациям;

– публикациям и публикационной активности;

– цитируемости в отечественной и зарубежной литературе;

– выступлениям на научных форумах и общественных СМИ;

– преподавательской работе;

– отзывам коллег и учеников;

– деятельности руководимых ими научных коллективов и учеников;

– наличию сведений о них и их научных работах в интернете, зарубежных базах данных;

– наличию научных регалий (ученых степеней, научных званий, научных наград и премий);

– личностным качествам (целе-устремленность, доброжелательность и т.д.).

Еще сто лет назад ученых было относительно мало. Практически все ученые в определенной области знания знали друг друга и были заметны в науке. Научных журналов также было относительно мало и научные результаты не могли в них затеряться. Поскольку многие научные дисциплины в то время находились в стадии формирования, многие ученые оставили заметный след в истории науки. Ученые той эпохи – Д.И. Менделеев, Л. Пастер, И.П. Павлов и др., их ученики и учителя широко известны в науке. Их имидж высок, а бренд их имен является гордостью каждой страны и научной школы. Сейчас ситуация в корне изменилась: миллионы ученых всех стран мира публикуют свои научные результаты в десятках тысяч научных журналов. Вследствие этого научные результаты «растворяются» в океане информации, а их авторы «обез-личиваются» в мировом сообществе ученых. Можно защитить кандидатскую и даже докторскую диссертацию, но не быть известным, признанным ученым в своей области знания. В наше время для того, чтобы добиться успеха в науке и сделать научную карьеру, недостаточно одного таланта и трудолюбия, наблюдательности и настойчивости. Необходимы достаточно глубокие знания в области научного менеджмента, умения в продвижении полученных результатов в практику, поиска научных партнеров и т.д.

Сегодня ученый, его достижения и знания – «товар», который необходимо продвигать, и нужно знать, как это делать. В этой связи следует отметить, что каждый ученый (независимо от заслуг и званий) имеет свой индивидуальный имидж, свою сложившуюся репутацию и свои представления о своем позиционировании как ученого. Имидж (image) – английское слово, произошедшее от латинского – image – изображение, подобие, образ, и трактуется как общее впечатление, «публикуемое» личностью, организацией, товаром в обществе. В.Г. Королько определяет имидж как «мысленное представление о человеке, товаре или институте, целенаправленно формируемое в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды [10]. Репутация – это закрепившаяся за кем-либо добрая или дурная слава, мнение о ком-либо. Репутация складывается в глазах профессионалов, то есть тех, кто взаимодействует не с созданным образом, а с реальным объектом, скрывающимся за «фасадом» удачного имиджа. Имидж, в отличие от репутации, ориентирован на массовую аудиторию. Имидж – это тот ореол видения ученого, научной организации, которое они создают в соответствии со своими целями. Следует отметить, что имидж носит манипулятивный характер, позволяющий оказывать влияние на поведение конкретных групп. Репутация предполагает, что по фамилии ученого можно сразу назвать предметную область научных интересов ученого, и, наоборот, услышав название научной дисциплины, можно назвать фамилии ученых, которые в этой области работают. Позиционирование может рассматриваться как процесс разработки, создания и поддержания нужного представления о рациональных преимуществах отдельных ученых или научных коллективов в глазах научного сообщества.

Грубо говоря, имидж ученого – это кем он кажется, репутация – это реальная оценка значимости ученого в глазах окружающих коллег, то, кто он есть на самом деле, позиционирование – то, как ученый хотел бы себя представить в глазах научного сообщества. Очень часто это три разных образа находятся во внутреннем психологическом конфликте.

Каждый ученый хочет добиться успеха в науке, сделать научную карьеру и добиться признания в обществе и международном научном сообществе.

Бренд (репутация, имидж) ученого-медика формируется, исходя из мнения потенциальных (реальных) пациентов, а также коллег. Основу бренда составляют профессиональный опыт, стаж работы, наличие сертификатов о повышении квалификации, статус университета, в котором было получено высшее образование, звание и использование в работе современного оборудования, технологий и материалов. Важное значение имеют и личностные качества, формирующие личность врача с большой буквы. Однако практика показывает, что можно быть прекрасным специалистом, врачом и человеком и даже получить признание среди пациентов, но не добиться признания своих коллег, карьерного роста, материального благополучия. Как правило, это характерно для специалистов, считающих, что успех и процветание придут сами собой. Нет, над этим следует кропотливо работать. Успех, так же, как и знания, не приходит сам по себе. Каждый специалист (ученый-медик) является брендом, каждый бренд требует тщательной, кропотливой и длительной раскрутки. Тогда придет и внешний успех, который принесет специалисту не только моральное удовлетворение от хорошо проделанной работы, но внешний успех (материальный достаток, карьерный рост и т.д.). Раскрутка специалиста (брендирование) предполагает его продвижение путем выступления на конференциях, в прессе, стремление постоянно учиться новому, рассказывать о себе и своем опыте работы, рекламе своих достижений и даже саморекламу, в хорошем смысле этого слова. Важное значение в продвижении бренда специалиста имеет интернет и различные сетевые ресурсы. Рекламируя себя, следует быть в то же время честными и объективными. Продвинутые пользователи интернета и потенциальные пациенты, а тем более коллеги без труда отличат заказные положительные отзывы в интернете от реальных, так же, как и отрицательные отзывы от конкурентов. Малограмотное продвижение специалистов приносит только вред и обратный эффект. Для грамотного продвижения активно следует использовать авторитетные СМИ (журналы, газеты), имеющие выход в интернет.

Частные и государственные медицинские Центры также требуют своей раскрутки и брендирования. Появление частных поликлиник и платных услуг, возможность свободного выбора врача и Центра породили конкуренцию, которая автоматически предполагает необходимость рекламы своих услуг, формирование брендов медицинских Центров, а также специалистов, работающих там.

Бренд медицинского Центра включает в себя наличие и использование в своей работе современного оборудования и материалов, высококвалифицированных медицинских работников, каждый из которых привносит свой бренд в бренд организации, наличие помещений, отвечающих не только требованиям санитарных норм, но и представлениям пациентов о комфорте. Важное значение имеет расположение Центра (поликлиники), транспортная доступность, рацио-нальная организация труда и потоков посетителей, возможность получить медицинскую помощь в удобное время и по срочной необходимости, наличие современной аппаратуры в Центре, конкурентоспособные и обоснованные цены, вежливое и внимательное отношение к проблемам пациентов и многое другое.

Отличительные особенности медицинского Центра, подчеркивающие его достоинства, формируют основу его бренда. Содержание бренда должно быть кратко и четко изложено в виде рекламы и других маркетинговых программ в интернете, сетевых ресурсах, различных СМИ (научных, массовых журналах и газетах, на телевидении, радио), рассылок информационных буклетов, формирование общественного мнения через «сарафанное» радио и т.д.

Многие руководители медицинских Центров игнорируют роль профессиональных журналов. А зря. Ведь именно они в значительной мере формируют бренд Центра в глазах своих коллег, профессионального сообщества. Несомненно, что реклама в этих журналах была бы полезна частным Центрам: во-первых, государственные поликлиники могут направлять в частные Центры «сложных» и требовательных пациентов, во-вторых, государственные поликлиники формируют своими кадрами штаты частных Центров, в-третьих, профессиональное общение способствует повышению квалификации сотрудников Центра, в-четвертых, реклама в специализированных журналах формирует бренд сотрудников Центра и самого Центра в глазах их коллег-профессионалов, в том числе тех, которые работают в ведущих вузах страны. К сожалению, следует отметить, что многие частные медицинские Центры даже не выписывают профессиональные научные журналы, издаваемые в стране.

Репутация ученого, занимающегося научной и научно-педагогической деятельностью (его имидж, бренд), складывается в глазах его коллег и общественности по таким признакам, как научные достижения, изобретательская и публикационная активность, выступления на научных форумах, отзывы коллег и учеников; наличие научных регалий и заслуг, когда по имени можно сразу назвать область научных интересов ученого и, наоборот, услышав название предметной области, можно назвать ученых, которые работают в этой области. Создание бренда ученого требует существенных интеллектуальных и материальных затрат, а также определенного времени для того, чтобы бренд сформировался и стал общеизвестным. Основой бренда ученого являются его научные исследования и достижения, их актуальность и новизна, практическая значимость и возможность реального воплощения, а также масштабность возможного использования. Однако получение значимых результатов – это только половина дела. Важно донести информацию о полученных результатах до широкой научной общественности и добиться признания. В основном продвижение научных результатов (формирование бренда) достигается через научные журналы, выступления на научных форумах, в интернете и СМИ. И здесь важны публикации не в любых, а только в значимых (высокоцитируемых) научных журналах, выступления на значимых научных форумах (приглашение на научные конференции не всех подряд, а только значимых ученых).

Поскольку научные или иные достижения, выраженные в абсолютных значениях, трудно сравнивать, для сравнительной оценки стали использовать рейтинги (ТОП-100, ТОП-50 и т.д.). В настоящее время в различных областях широко используются разнообразные рейтинги для оценки деятельности и места, занимаемого определенным учреждением или личностью в своей сфере (рейтинги университетов, стран по различным показателям, спортсменов по различным видам спорта и т.д.). В науке в последнее время также стали широко использоваться рейтинги для сравнительной оценки различных научных коллективов, научных школ, вузов, ученых и научных журналов.

В целом, создание собственной стратегии продвижения научных результатов и формирование положительной репутации ученого (бренда) включает следующие моменты.

?Проведение адекватного патентно-информационного исследования при планировании НИР с постановкой задачи на получение результата, обладающего мировой новизной, высокой экономической и практической значимостью.

?Выполнение НИР на высоком профессиональном уровне: в соответствии с требованиями международных научных сообществ, с использованием современного научного оборудования, методик и реактивов, с постановкой требуемых контролей.

?Проведение статистической обработки полученных результатов в соответствии с требованиями международного сообщества ученых.

?Публикуя статью, не забывайте, что вы не только информируете мировое сообщество ученых (программа минимум – стран СНГ) о полученных результатах, но и формируете в своих статьях свой бренд, свою научную репутацию. Следует публиковать только качественные статьи по принципу: лучше меньше статей, но хорошего качества, чем много статей с фрагментированными результатами, небрежно и в спешке подготовленных. Хорошая статья, ориентированная на бренд – это публикация, которая начинается с «громкого», емкого и интригующего названия. Так как поисковики интернета и автоматизированные БД ориентируются преимущественно на заглавие статей, резюме (аннотацию) и ключевые слова, следует обратить особое внимание на качество этих структурных элементов статьи в плане их информационной емкости. Поскольку резюме (аннотация) к статье дает публикации вторую жизнь в автоматизированных БД и интернете, крайне важно изложить их так, чтобы это были статьи в миниатюре и содержали конкретные данные о полученных результатах, которые могут быть процитированы без прочтения самой статьи. Статья должна начинаться с актуальности проблемы и микрообзора по теме, сжатого по объему и емкому по содержанию. Цели и задачи должны соответствовать заглавию и содержанию работы. Методы должны быть современными и точными, материалы адекватно представлены и описаны, статистические методы аргументированы. Результаты собственных исследований могут быть представлены в таблицах, графиках и рисунках. Текстовое изложение иллюстративного материала не должно полностью повторять данных, изложенных в таблицах, рисунках, графиках. Большинство авторов представляет иллюстративные материалы в цвете, хотя известно, что, как правило, журналы публикуют их в черно-белом варианте. Это требует их дополнительной переработки или снижает качество иллюстраций. Выводы нумеруются, в них кратко приводятся основные положения статьи, но не копируются полностью отдельные фрагменты статьи; их количество не должно, как правило, превышать 3–5 пунктов. Литература готовится по требованиям редакции, в которую вы планируете отправить свою статью. Общее оформление статьи также зависит от требований журнала.

?Выбор журнала для публикации. Если вы хотите продвинуть свой бренд в дальнем зарубежье, публикуйте свои статьи на английском языке в наиболее цитируемых журналах из списка Scopus. Если вы свой бренд продвигаете в странах СНГ, то следует публиковаться в наиболее цитируемых журналах, входящих в РИНЦ eLibrary.ru, сначала в Беларуси, а затем в России, можно и в других странах, если вы хотите иметь там свой бренд. Бренд зависит не только от значимости статьи (ее содержания), но и от того, сколько ученых и каких именно увидят эту статью, сколько прочтет и сколько ее процитирует, т.е. напрямую зависит от тиража журнала и его «видимости» в интернете, а также значимости (цитируемости) журнала (индекс Хирша, импакт-фактор и т.д.). Поэтому не следует публиковаться в малотиражных и малоцитируемых журналах, особенно если они не размещены в базах данных открытого доступа (КиберЛенинка, РИНЦ eLibrary.ru) – это абсолютная потеря времени и усилий.

?Участие в работе научных форумов. Если вы собираетесь использовать научные форумы для продвижения своего бренда, следует не только «на других посмотреть», но и «себя показать»  – участвуйте в выступлениях, выступайте в прениях и дискуссиях, задавайте вопросы, подготовьте содержательный, желательно, дискутабельный доклад, вовлекайте слушателей в дискуссию, участвуйте в работе комиссий и других мероприятиях, проводимых в рамках научных форумов. Не забывайте, что для того, чтобы вас активно приглашали на различные научные форумы, следует и самому организовывать подобные мероприятия и приглашать на них ведущих ученых.

?Спонсоры и гранты. Не вступая в конфликт интересов, следует активно искать спонсоров для финансирования зарубежных стажировок, посещения съездов, проведения научных исследований, повышения квалификации, доступа к зарубежных базам данных и электронным библиотекам. Во многих странах, в т.ч. и в нашей, есть научные фонды и благотворительные организации, готовые оказать материальную и иную помощь молодым и перспективным исследователям и предоставить грант под определенную идею.

Интернет во всех его проявлениях (профессиональные порталы, блоги, различные сети, электронные мультимедийные журналы открытого доступа, электронные библиотеки и т.д.) является важным этапом в продвижении новых идей, технологий, умений, знаний и брендов. Необходимо активно размещать свои научные публикации на сайтах, в журналах с открытым доступом, входящих в электронные библиотеки типа КиберЛенинка, участвовать в дискуссиях и обсуждениях в профессиональных сетях. Приветствуется создание собственных сайтов и блогов. Все это будет способствовать повышению цитируемости и известности. К сожалению, в современном интернете более половины информации по проблемам медицины пишут блогеры, не имеющие медицинского образования.

Важное значение в продвижении бренда ученых является их выступление в средствах массовой информации (телевидение, радио, газеты и журналы) с популяризацией своих идей. Одновременно это способствует внедрению новшеств.

Выборные должности и общественная работа, хотя и отвлекают исследователя от науки, способствуют продвижению его идей и имиджа. Научные регалии, присуждение научных наград и премий – все это этапы продвижения ученого по карьерной лестнице и продвижение его идей, технологий и бренда.

Стать ученым и сделать научную карьеру легче и быстрее в составе научной школы, ориентируясь на личность ее руководителя – Ученого и Учителя с большой буквы, чем самостоятельно.

Существуют и неформальные способы оценки, признания и самореализации ученых – это цитируемость публикаций ученых.

Раньше считалось, что публикация научной статьи является значимой конечной точкой научного исследования, без учета того, кто прочтет, и кто будет использовать идеи, заложенные в статье. Теперь высоко оценивается внедрение опубликованных идей в умы и действия других ученых, что можно отследить через цитируемость. Во многих странах мира, а с недавнего времени и СНГ без учета цитируемости невозможно получить грант, финансирование на научное исследование, пройти по конкурсу, получить ученое звание и научную премию, в том числе и Нобелевскую. Библиографические ссылки являются своеобразными «индикаторами» информационных связей между научными документами и их авторами, необходимым условием этики научного творчества, критерием вклада отдельных ученых и научных коллективов в науку, степени их общественного признания и научного престижа. Поскольку каждая библиографическая ссылка в явной или неявной форме содержит сведения об авторе и соавторах, название публикации (ключевые слова), ее составные элементы в контексте с элементами цитируемой статьи обеспечивают извлечение целого ряда аналитических данных о состоянии науки, ее социальной и когнитивной структуре. Считают, что цитируемые статьи могут служить в качестве маркеров важнейших идей, изобретений и технологий и в связи с этим цитирование можно использовать для «картографирования» науки. Традиция цитирования создает в науке своеобразную разновидность непрерывно действующей коллективной экспертной оценки, автоматически обеспечивающей компетентность экспертов и авторов. В международном сообществе цитируемость считается мерой признания и престижа ученого и научных коллективов, в которых работают высокоцитируемые авторы [18, 19].

Возможно, цитируемость – не самый главный и объективный показатель оценки деятельности ученого и научного коллектива, но он заставляет о многом задуматься. Низкие показатели цитируемости ученого или научного коллектива свидетельствуют о том, что на конечных этапах научной деятельности имеются недостатки в оформлении результатов науки, их продвижении в практику, выборе журналов для опубликования, внедрении и международном сотрудничестве.

В англоязычных странах наиболее адекватным инструментом выявления цитируемости ученых являются базы Science Citation Index, Web of Science, Scopus, в Японии – Citation Database for Japanese Papers, в Китае – Chinese Science Citation Index. В русскоязычных странах в качестве такого инструмента целесообразнее использовать Российский индекс научного цитирования Национальной электронной библиотеки РФ (eLibrary.ru), который, по сравнению с зарубежными аналогами, в значительно большей степени отражает цитируемость авторов из стран СНГ. К сожалению, в Беларуси анализ цитирования еще не имеет официального статуса при оценке научной деятельности ученых и научных организаций (как, например, в России). Тем не менее, в некоторых научных организациях такой учет ведется.

Как добиться неформального признания в науке через цитируемость

1. При аттестации научных кадров (научных учреждений) должен действовать принцип: «Не важно, сколько ты опубликовал работ. Важно – сколько раз, где тебя процитировали». Научные организации и ведомства, ВАК должны активно использовать анализ цитирования в качестве критерия оценки научного вклада при распределении финансовых средств при планировании НИР, выдвижения, поощрения и аттестации научных кадров, оценки результативности НИР, ученых, научных коллективов, выявления приоритетных направлений в науке. На Ученых Советах НИИ и вузов следует периодически обсуждать вопросы, связанные с цитируемостью публикаций сотрудников и организации в целом.

2. Для повышения своей цитируемости авторы должны зарегистрироваться в eLibrary.ru (это сразу повысит адекватность учета публикаций ученого в системе eLibrary.ru), публиковаться только в престижных журналах, расписываемых в указателях научных ссылок.

3. Каждая значимая работа автора должна быть опубликована сначала в престижном отечественном журнале, расписываемым в eLibrary.ru, затем в престижном российском журнале, затем переведена на английский язык и опубликована в одном из журналов, расписываемых в Scopus. Следует помнить, что не количество опубликованных работ, а их качество и место публикации (канал коммуникации) определяют уровень их распространения и цитирования. Авторам не следует дробить свои работы на ряд мелких статей, публикуемых в разных малозначимых журналах – это неправильная стратегия публикационной деятельности. Правильная стратегия – это подготовка одной, но солидной статьи, которая будет опубликована в престижном журнале. Статья должна быть актуальной, содержательной, грамотно написанной, содержащей четкие выводы, информативный реферат (резюме), информативные ключевые слова, перевод реферата на хорошем английском языке.

4. Продвижение своих статей в системе научных коммуникаций, в т.ч. в интернете становится творческой технологией, которую должен освоить и активно использовать каждый ученый. Индивидуальная цитируемость ученого является составной частью его научного статуса. Цитируемость должна существенным образом определять карьерный рост ученого и указываться в его аттестационных характеристиках и научных отчетах. Публикуясь в соавторстве с высокоцитируемыми учеными, вы повышаете свой статус и свою цитируемость. Цитируемость возрастает при публикации в престижном журнале открытого доступа, особенно зарубежного. Многократно возрастает цитируемость статей, публикующих результаты многоцентровых исследований с участием зарубежных авторов, где число соавторов из разных стран достигает несколько десятков.

Публикации не цитируются, если идеи, в них заложенные, не воспринимаются мировым сообществом ученых (например, устарели или, наоборот, опережают мировой уровень развития науки), если они публикованы в малоизвестных, малотиражных журнала или в тезисах докладов, материалах конференций.

5. Авторы, как правило, не знают, что в настоящее время резюме, ключевые слова, однотипно написанное наименование организаций-исполнителей нужны не столько людям (ученым-читателям), сколько компьютерам и поисковым системам интернета. От грамотно составленного резюме и выходных данных статьи во многом зависит не только цитируемость, но и попадание публикации в верхние строки поисковых систем интернета и в международные базы данных.

6. Статьи могут не цитироваться по причине неясно изложенной сути исследования, отсутствия четких выводов.

7. Статус ученого оказывает существенное влияние на цитируемость. Хотя можно предположить, что именно цитируемость, а также то, что она характеризует, во многом определяет статус ученого. Лидеры крупных научных школ цитируются значительно чаще обычных ученых, работающих в небольших, малоизвестных научных коллективах.

8. Публикации из области фундаментальных исследований цитируются значительно чаще, чем публикации прикладного характера.

9. Цитирование является неотъемлемой частью научной этики, своеобразной данью вежливости по отношению к своим коллегам, знания и опыт которых позволили автору выполнить исследование, интерпретировать полученные данные. К сожалению, очень часто ученые не следуют этому правилу, ссылаясь преимущественно на работы ведущих зарубежных ученых. Вероятно, авторы считают, что тем самым они повышают рейтинг своей публикации. Ошибочно считается, что если в списке литературы одни иностранные авторы, то это исследование соответствует мировой новизне. Существующая практика, этика и культура цитирования в определенной степени снижают цитируемость белорусских ученых и искусственно повышают цитируемость зарубежных авторов и журналов. На публикации конкурирующих научных школ также не принято ссылаться, разве что в критическом аспекте. Высокая цитируемость научного журнала или ученого не всегда свидетельствует о важном вкладе в науку: необходимо выяснить процент самоцитирования, перекрестного (договорного) цитирования подчиненными и другие факторы.

10. Цитируемости публикаций препятствуют: информационный шум, отсутствие доступа к публикациям, языковой и географический барьеры, низкий информационный уровень публикующего журнала (малый тираж, отсутствие сайта, резюме, ключевых слов в публикациях), а также содержательный уровень самой статьи.

11. Цитируемость – только первый шаг на пути к реальному внедрению новых идей и технологий, свидетельствующий о том, что процесс внедрения начался, а цитированная публикация сыграла определенную, возможно, пусковую роль в реализации инновационного процесса.

В заключении следует отметить, что в каждой стране есть одаренные и талантливые люди, которые могут стать учеными, но не все ими станут. Для того, чтобы стать ученым, требуются, с одной стороны, такие внутренние качества, как желание, целеустремленность, упорство и трудолюбие, настойчивость, иногда и пробивные способности. С другой стороны, – внешние факторы: благоприятные условия в семье, государственная политика поддержки молодых ученых, возможность попадания в научную школу с хорошей экспериментальной базой, наличие заинтересованных Учителей, поддержка коллег по работе. Но это только предпосылки. Настоящий ученый – великий труженик, зачастую трудоголик, человек, влюбленный в свое дело, «дело, которому ты служишь», человек, который учится всю жизнь. Для того, чтобы стать ученым и сделать карьеру, необходимо хорошо знать принципы и методы программно-целевого планирования НИР, выявления приоритетных научных направлений, методы системного анализа, основы информационного поиска, статистической обработки результатов научных результатов, авторского и изобретательского права и многое другое. К сожалению, в высших учебных заведениях и в аспирантуре эти крайне необходимые каждому научному сотруднику знания не дают.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Новосибирск, 1986. – 209 с.

2. Берштейн Э.С. // НТИ. – 1983. – Сер.2, №6. – С.1–15.

3. Брагина Е.В. О содержании и роли репутации в современной науке // Научная мысль. – 2016. – №4. – С.90–100.

4. Вальдман Р.В. // НТИ. – 1980. – Сер.1, №9. – С.10–16.

5. Гарфилд Ю. Можно ли выявлять и оценивать научные достижения и научную продуктивность? // Вестн. АН СССР. – 1982. – №7. – С.42–50.

6. Гончаренко Н.В. Гений в искусстве и науке. – М., 1991. – 432 с.

7. Кара-Мурза С.Г. // Вопр. истории естествознания и техники. – 1983. – №1. – С.24–36.

8. Кара-Мурза С.Г. Проблемы интенсификации науки технология научных исследований. – М., 1989. – 248 с.

9. Коренной А.А. Информационные модели в управлении наукой // Науковедение и информатика. – Киев, 1981. – Вып.22. – С.36–42.

10. Королько В.Г. Основы паблик рилейшнз. – Киев, 2001. – 493 с.

11. Лук А.Н. Психология творчества. – М., 1978. – 128 с.

12. Маршакова И.В. Система цитирования научной литературы как средство слежения за развитием науки. – М., 1988. – 288 с.

13. Пикенин А.М. Оптимизация прогнозирования и планирования научных исследований в медицине: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. – М., 1975. – 27 с.

14. Регирер Е.И. Развитие способностей исследователя. – М., 1969.

15. Фельдблюм И.С. Информационный анализ как средство получения нового знания // Проблемы информационного обеспечения фундаментальных и прикладных научных исследований в свете решения XXVI съезда КПСС: Тез. докл. Всесоюз. конф.  – М., 1982. – Ч.1 – С.58–59.

16. Шарабчиев Ю.Т. Коммуникации в науке: социометрический аспект. – Минск, 1995. – 256 с.

17. Шарабчиев Ю.Т. Характеристика документальных информационных потоков и современные наукометрические методы в медицине. – М., 1986. – 72 с.

18. Шарабчиев Ю.Т. Использование наукометрических методов для мониторинга научной деятельности // Медицинские новости. – 2013. – №6. – С.13–19.

19. Шарабчиев Ю.Т. Продуктивность ученых: инструменты оценки // Наука и инновации. – 2013. – №1. – С.4–8.

20. Albert R.S. Toward a behavioural definition of genius // Amer. psychol. Wash. – 1975. – Vol.30, N2. – P.140–151.

21. Gowan J.С., Olson M. The society which maximizes creativity // J. Great. Behaviour. Buffalo (N.Y.). – 1979. – Vol.13, N3. – P.104–210.

22. Lucaes G. On the phenomenology of the creative process // Philos Forum Boston (Mass.). – 1972. – Vol.3, N3–4. – P.314–325.

23. Trachtman L.E. Creative people, creative times // J. Great. Behaviour. Buffalo (N.Y.). – 1975. – Vol.9, N1. – P.35–50.

 

Медицинские новости. – 2024. – №2. – С. 30-39.

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer