Levonchuk Е.А.
Modern peculiarities of sexually transmitted infections
Belarusian Medical Academy of Post-Graduate Education, Minsk
Резюме. В настоящее время наблюдается изменение клиники, эпидемиологии и ранговой структуры инфекций, передаваемых половым путем. Отмечается торпидность их клинического течения, что позволяет говорить о первично-дистрофической форме хронического заболевания. Приводится клинико-лабораторное наблюдение за пациентами с различными инфекциями, передаваемыми половым путем, и данные об эффективности терапии макролидами (Фромилид, Макропен).
Ключевые слова: инфекции, передаваемые половым путем, торпидность клинического течения, первично-дистрофическая форма, лечение, макролиды.
Summary: Today there are the change of clinical manifestations, epidemiology and rank structure of sexually transmitted infections (STI). The torpidity of their clinical course is observed, which means a primary degenerative form of a chronic disease. There are clinical and laboratory monitoring of patients with different STI and the effectiveness of macrolide therapy (Fromilid, Macropen) in the work.
Keywords: sexually transmitted infections, clinical course torpidity, primary degenerative form, treatment, macrolides.
Патоморфоз инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), и ассоциированных с ними заболеваний мочеполовых органов объясняется воздействием на макроорганизм комплекса разнообразных отрицательных экологических факторов окружающей среды, приводящих к изменчивости его микроэкологии и изменению характера инфекционно-воспалительных заболеваний урогенитального тракта. Во многом это обусловлено селекцией штаммов атипичных, морфологически измененных микроорганизмов, имеющих выраженный патогенный потенциал. Изменения морфобиологических свойств патогенных и условно-патогенных бактерий, а также нормобиоты приводят к формированию измененного микробиоценоза урогенитального тракта, изменению структуры инфекций, передаваемых половым путем, со значительной вариабельностью эпидемиологических характеристик и клинических проявлений. Указанные изменения микроэкологии влияют на биодоступность многих лекарственных препаратов, вызывая парадоксальные ответные реакции со стороны макроорганизма и снижая эффективность медикаментозной терапии. В свою очередь накопление в организме продуктов метаболизма бактерий отрицательно влияет на важнейшие системы гомеостаза (иммунная, нервная, эндокринная) и обуславливает негативные последствия в их функционировании [1].
Торпидность клинического течения инфекций урогенитального тракта – частая особенность большинства инфекций, передаваемых половым путем, что обусловлено их патоморфозом. По мнению В.П. Казначеева, Г.И. Непомнящих [3], в настоящее время в структурных реакциях тканей и органов при хронических воспалительных процессах нередко отсутствуют те «классические» признаки, которые позволили бы интерпретировать эти изменения как воспалительные. Поэтому имеет смысл говорить о новой форме хронических заболеваний любой локализации – первично-дистрофической, при которой:
– поражение клеток выражается дистрофией, основа которой – не альтерация цитоплазматических органелл, а их недопроизводство; в итоге возникает не некроз, а атрофия клеток и безнекротическая элиминация либо десквамация;
– воспалительно-клеточная инфильтрация отсутствует или неадекватна имеющимся структурным изменениям;
– развивается диффузно-реактивный склероз стромы;
– отмечается неэффективность традиционной терапии.
Основой хронических процессов первично-дистрофического генеза В.П. Казначеев и Г.И. Непомнящих считают феномен «регенераторно-пластического дефицита», являющийся результатом воздействия на клетки комплекса неблагоприятных факторов внешней среды физического, химического и биологического характера, вследствие чего происходят нарушения процессов внутриклеточной регенерации, пластический дефицит, дистрофия, атрофия, элиминация клеток, диффузно-реактивный склероз. При этом, исходя из собственных экспериментальных данных, авторы выделяют три морфогенетических варианта хронических патологических процессов в организме человека: первично-дистрофический, первично-воспалительный и смешанный [2–4].
Очевидно, подобная градация хронических патологических процессов различной локализации не лишена как чисто теоретических, так и сугубо практических оснований, поскольку определение конкретного морфогенетического варианта хронического течения заболевания в том или ином органе будет влиять как на методы его диагностики, так и на способы лечения.
Э.А. Баткаев, Д.В. Рюмин (2009) на основании изучения соскобов со слизистых оболочек урогенитального тракта, взятых у 370 пациентов (268 мужчин и 102 женщины), страдающих различными ИППП (в том числе и с микст-инфекцией), установили следующую структуру различных вариантов течения воспалительного процесса:
1) отсутствие признаков воспаления в цитологических препаратах (в произвольно выбранных 5 полях зрения) при наличии выраженной атрофии и метаплазии эпителия мочеполовых путей у 62,2% пациентов с ИППП (43,8% мужчин и 18,4% женщин) – первично-дистрофический тип;
2) слабая, умеренная или сильная воспалительная реакция в цитологических препаратах без признаков атрофии и метаплазии эпителия мочеполовых путей у 22,2% больных ИППП (13,8% мужчин и 8,4% женщин) – первично-воспалительный тип;
3) слабая, умеренная или сильная воспалительная реакция в цитологиче-ских препаратах при наличии признаков атрофии и метаплазии эпителия мочеполовых путей у 15,6% пациентов с ИППП (8,1% мужчин и 7,5% женщин) – смешанный тип [1].
Как видно из представленных данных, у больных ИППП преимущественно определялся первично-дистрофический вариант течения хронического патологического процесса (62,2%), который почти в 3 раза превышал по частоте выявления привычный для клиницистов первично-воспалительный тип (22,2%) и в 4 раза – смешанный морфогенетический (15,6%). Эту информацию необходимо учитывать при выборе тактики лечения, назначении схем этиотропной и патогенетической терапии. Так, при различных инфекциях, передаваемых половым путем с первично-дистрофическим типом хронического патологического процесса в урогенитальном тракте перед назначением антибиотиков целесообразно проводить подготовительный этап патогенетического лечения – иммуномодуляторы (системно и местно), витамины, ангиопротекторы, ферменты. В меньшем объеме в аналогичной терапии нуждаются больные ИППП со смешанным морфогенетическим типом течения хронических заболеваний мочеполовых путей. Пациенты, страдающие ИППП с первично-воспалительным вариантом течения хронического патологического процесса, в подготовительном лечении вообще не нуждаются [1].
Под нашим наблюдением находились 48 пациентов (28 мужчин и 20 женщин) с инфекций, передаваемых половым путем. У 17 из них был диагностирован хламидиоз, у 33 – микоплазмоз. При анализе мазков из урогенитального тракта воспалительная реакция (более 5 лейкоцитов в поле зрения из уретры и более 10 из цервикального канала) выявлена только у 18 больных. У остальных 30 пациентов, несмотря на наличие хламидийной или микоплазменной инфекции, в мазках отсутствовали признаки воспаления, что может свидетельствовать о первично-дистрофическом типе патологического процесса.
При разработке тактики лечения свой выбор мы остановили на антибиотиках из группы макролидов.
Интерес к препаратам этой группы обусловлен целым рядом причин: во-первых, увеличением частоты обнаружения внутриклеточных возбудителей как этиологического фактора ИППП; во-вторых, высокой клинической и бактерио-логической эффективностью современных макролидов при ИППП; в-третьих, лучшей переносимостью по сравнению с препаратами тетрациклинового ряда и классическими фторхинолонами.
Для пациентов с первично-дистрофическим течением патологического процесса особенно важны так называемые позитивные неантибактериальные эффекты: уменьшение адгезивной способности бактерий, снижение вирулентности бактерий, иммуномодулирующий эффект (стимулирует фагоцитарную активность NK-клеток), противовоспалительный эффект (снижает выработку медиатров воспаления моноцитами и лимфоцитами, увеличивает выработку противовоспалительных цитокинов моноцитами).
При лечении пациентов с хламидийной инфекцией свой выбор мы остановили на современном препарате кларитромицина Фромилид Уно (KRKA) с уникальной технологией пролонгированного высвобождения, которая обеспечивает равномерные эффективные концентрации препарата в течение суток. Фромилид Уно назначался по 500–1000 мг (1–2 таблетки) 1 раз в сутки в течение 10–14 дней. Пациентам с микоплазменной инфекцией назначался Макропен – препарат из группы нативных макролидов, содержащий 16-членное лактонное кольцо, – по 400 мг 3 раза в сутки в течение 7–10 дней. Все больные терапию переносили хорошо. У трех женщин развился вульвовагинальный кандидоз, который купировался назначением топических антимикотиков.
При контрольном обследовании через месяц после лечения этиологическое излечение достигнуто у 45 пациентов. У двоих больных с микоплазменной и у одного с хламидийной инфекцией выявлен рецидив заболевания, что потребовало назначения дополнительной терапии.
Таким образом, в настоящее время ИППП характеризуются существенными клинико-этиологическими и патоморфологическими изменениями, которые требуют дифференцированного подхода к тактике ведения больных. Современные препараты из группы макролидов – Фромилид Уно и Макропен – эффективные и безопасные средства для лечения пациентов с ИППП.
Л И Т Е Р А Т У Р А
1. Баткаев Э.А., Рюмин Д.В. // Рос. журн. кож. и венерич. болезней. – 2009. – № 3. – С. 45–52.
2. Ильин И.И. Негонококковые уретриты у мужчин. – 4-е изд. – М., 2005. – 288 с.
3. Казначеев В.П., Непомнящих Г.И. Мысли о проблемах общей патологии на рубеже XXI века. – Новосибирск, 2000. – 46 с.
4. Mead P.B. // Am. J. Obstetr. Gynecol. – 1993. – Vol. 169, N 2. – P. 446–449.
Медицинские новости. – 2012. – №6. – С. 39-40.
Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.