• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

В. Н. Ростовцев, С. П. Винокурова

Перспективы здоровья человека

Минск

За последнее десятилетие много написано об ухудшении здоровья нашего народа. Меньше ска­зано о причинах этого явления и совсем мало — о воз­можных путях и необходимых шагах преодоления меди­ко-демографического кризиса.

Сегодня трудно определить, какая разруха больше спо­собствовала ухудшению здоровья людей — материальная или духовная. Следуя логике профессора Преображен­ского из повести М. Булгакова "Собачье сердце", духов­ная разруха пагубнее материальной.

Системная трансформация нашего общества, о кото­рой пишут ведущие социологи [2] и философы [1], явля­ется прежде всего процессом трансформации обществен­ных ценностей и целей. К сожалению, ни о какой плав­ной, мягкой или "бархатной" трансформации речь уже не идет. Процесс "протекает" по плохому сценарию — разрушение старой системы (перестройка), период раз­рухи и последующая фаза созидания новой системы об­щественных ценностей и целей.

В этом ключе жизненно важно, чтобы здоровье наро­да было формально признано и реально стало главной ценностью и целью новой общественной системы. На основе закрепленного в Конституции государства и дру­гих официальных документах приоритета ценности об­щественного здоровья в общей системе ценностей вна­чале возможно восстановление (в смысле преодоления медико-демографического кризиса), а затем и улучше­ние здоровья населения в целом и каждого человека в отдельности.

В качестве первых шагов в направлении восстановле­ния здоровья народа необходимо официально принять на уровне высших институтов всех ветвей власти декла­рацию о государственном приоритете здравоохранения и приступить к формированию комплексной государствен­ной программы "Здоровье человека" (КГП).

Структура государственной программы "Здоровье человека"

Комплексные программы всегда решают одну народ­нохозяйственную или социально-политическую задачу, которую принято раскрывать и конкретизировать через дерево целей программы.

Социально-политической задачей КГП является улуч­шение здоровья народа. Эта комплексная задача предпо­лагает участие и согласование усилий различных ведомств. Ее решение в значительной степени зависит от рацио­нального соотношения интеллектуально-нравственных и материальных вложений. Из системных соображений не­обходимо, чтобы критерий решения (или нерешения) комплексной задачи являлся одновременно генеральной целью комплексной программы. Что касается задачи улуч­шения здоровья народа, то этому основному требованию удовлетворяет критерий устойчивой положительной ди­намики основных показателей здоровья населения. От­сюда следует генеральная цель КГП: обеспечить устойчи­вую положительную динамику основных показателей здо­ровья населения.

Только достижение долговременной (и в этом смысле устойчивой) положительной динамики показателей здо­ровья гарантирует решение задачи улучшения здоровья. Следовательно, КГП должна быть принципиально долго-Временной с выделением этапов по3-4 года.

Определив социально-политическую задачу и гене­ральную цель КГП, следует произвести системную де­композицию (конкретизацию) генеральной цели и сфор­мировать дерево основных целей будущей программы. Для успешной конкретизации генеральной цели необходимо достаточно строго определить понятия "народ" и "здо­ровье", а также раскрыть смысл и наметить пути улучше­ния здоровья народа.

Народ — это не только то, что уже народилось (насе­ление), но и то, что народится в ближайшем будущем. Последнее важно потому, что в биологическом смысле имеет место пересечение настоящих и будущих поколе­ний. В частности, в утробе матери пересекаются три по­коления: мать, ее будущий ребенок и половые клетки будущих внуков [3].

Здоровье — это норма и гармония биологического и социального бытия. Здоровье — это триединый феномен, компонентами которого являются генетическое, физичес­кое и психосоциальное (духовное) здоровье индивидуу­ма, семьи и народа в целом.

Улучшить здоровье — значит заложить его генетичес­кие основы, обеспечить условия для нормального и гар­моничного физического и духовного развития и помочь сохранить здоровье. Все названное относится к области профилактики. Понятно, что генетическое здоровье бу­дущего человека во многом определяется брачным выбо­ром родителей, а условия для нормального и гармонич­ного физического и духовного развития личности осо­бенно важны в детстве и юности.

К области реабилитации относится восстановление здоровья после перенесенного заболевания.

К области лечебной медицины относится терапевти­ческая или хирургическая помощь в период болезни.

За этими уточнениями главных понятий отчетливо просматривается старая истина: основа и перспективы улучшения здоровья связаны с профилактикой заболева­ний и аномалий физического и психосоциального раз­вития [4]. Приблизительные оценки показывают, что здо­ровье населения зависит от немедицинских факторов — на 20%, от лечебной медицины — не более чем на 20% и от профилактической медицины — на 60% [4]. Поэтому в основу КГП должны лечь главные направления профи­лактики заболеваний.

Представим генеральную цель КГП (первый уровень дерева целей) в виде перечня основных направлений, ко­торые отражают важнейшие области медицины и состав­ляют цели второго уровня (рисунок). Разумеется, все фор­мы профилактики и реабилитации должны быть направ­лены не только на заболевания, но и на аномалии физи­ческого и психосоциального развития.

Цели третьего уровня должны представлять собой част­ные программы КГП, цели четвертого уровня — разделы частных программ, а цели пятого уровня — задания част­ных программ.

Наиболее важные цели второго и третьего уровней:

1. Развитие социальной профилактики:

1.1.      Преподавание валеологии в системах среднего и специального образования.

Валеология — наука о здоровье, и преподавать ее не­обходимо в школах, профессиональных училищах, сред­них специальных и высших учебных заведениях. Начи­нать целесообразно с институтов повышения квалифи­кации врачей и педагогов, чтобы подготовить кадры.

1.2.      Формирование здорового образа жизни.

Данная частная программа должна обязательно содер­жать разделы по развитию духовной и физической куль­туры здоровья, культуры питания, культуры труда и от­дыха.

В настоящее время разрабатывается программа "Фор­мирование здорового образа жизни населения Республи­ки Беларусь", которая со временем займет свое место в КГП.

1.3.      Развитие оздоровительных учреждений и услуг.

В этой частной программе особое внимание необхо­димо уделить развитию детских и семейных оздорови­тельных учреждений.

1.4.      Развитие охраны семьи.

В рамках этой цели необходимо решать вопросы со­циальной защиты молодых семей, матерей и детей.

1.5.      Распространение медико-биологических и профилактических знаний.

Это исключительно важный раздел работы, потому что он оказывает влияние на все предыдущие. В отрасли здра­воохранения задачи распространения медико-профилак­тических знаний и формирования здорового образа жиз­ни решает система городских и областных Центров здо­ровья. К сожалению, эта система формально не выделе­на в отдельную службу здравоохранения и существует в рамках и в составе санитарно-эпидемиологической служ­бы. Традиционно сложилось, что система Центров здо­ровья является Золушкой отрасли здравоохранения. Она имеет крайне слабое кадровое и материально-техничес­кое обеспечение и фактически лишена научно-методи­ческого руководства в лице соответствующего научного учреждения.

2. Развитие медицинской профилактики:

2.1.      Преподавание валеологии, профилактической и семейной медицины в системе медицинского образования.

Воистину: врач, исцелися сам! Пока врачи не будут получать систематических знаний по валеологии, осно­вам профилактической и семейной медицины, а также частным разделам медицинской и медико-генетической профилактики, ни о каких серьезных перспективах улуч­шения здоровья народа говорить не придется. Почему? Во-первых, это ключ к развитию всех профилактических служб здравоохранения, а также к преподаванию валео­логии во всей системе образования. Во-вторых, эти зна­ния необходимы врачу для его практической профилак­тической работы.

2.2.      Реорганизация службы первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) на основе приоритета задач профилактики.

Необходимость такой частной программы общепризнана. Однако отрасль здравоохранения пока не распо­лагает ресурсами для подготовки к проведению реформы ПМСП. Здесь прежде всего требуется создание отраслевого фонда развития здравоохранения и научно-проект­ной организации для подготовки реформ в отрасли.

2.3. Создание системы первичной диспансеризации населения.

Первичная диспансеризация — это первый шаг к пер­вичной медицинской профилактике, т. е. индивидуаль­ной профилактике заболеваний у здоровых лиц. Это важ­ная, но перспективная задача, приступить к решению которой станет возможным в лучшем случае на втором этапе (через 3-4 года).

Первичный индивидуальный прогноз (диагноз пред­расположенности к данному заболеванию) и первичная диспансеризация (взятие здорового лица на учет по рис­ку этого заболевания) являются соответственно диагнос­тической и организационной основами первичной инди­видуальной (медицинской) профилактики. Весь комплекс работ по первичной медицинской профилактике заболе­ваний, включая первичный прогноз и первичную дис­пансеризацию, должен осуществляться на уровне ПМСП. Это означает, что основное звено службы ПМСП (участ­ковый врач, врач общей практики, семейный врач) должно получить все необходимые ресурсы для осуществления этой важнейшей работы. Кроме материальных ресурсов (финансовых и технических) врач обязательно должен получать методическую помощь по медицинской профи­лактике. Формально эту помощь призвана оказывать сис­тема Центров здоровья через кабинеты профилактики амбулаторно-поликлинической сети. Реально же кабинеты профилактики такой помощи практически не получают. И это не столько вина Центров здоровья, сколько следст­вие отсутствия научно-методического руководства самой системой Центров здоровья со стороны специального научного учреждения.

Выводы из сказанного вполне очевидны. Во-первых, практическую работу по этим направлениям профилак­тики должна возглавлять система Центров здоровья. Во-вторых, на основе существующей системы Центров здо­ровья целесообразно формирование полноценной служ­бы, включая решение вопросов административного и научного руководства. В административном плане важ­ное значение имеет создание в структуре Минздрава уп­равления профилактической помощи, а в научном плане — соответствующего научного учреждения.

3. Задачи медико-генетической профилактики должны решаться на основе двух частных программ:

3.1.Развитие медико-генетической службы. Такая программа уже разрабатывается.

3.2.Создание службы планирования семьи.

Эта частная программа является одной из важнейших, поскольку планирование семьи способно оказать наиболь­шее положительное влияние на здоровье будущих поко­лений с наименьшими затратами.

Планирование семьи — не только важный аспект ох­раны здоровья матери и ребенка. Это основа обеспече­ния генетического здоровья будущих поколений. Впервые в республике сеть кабинетов планирования семьи созда­на в Минской области. Необходима целенаправленная работа по созданию аналогичной сети в остальных об­ластях республики. СВ. Сержантова, А.К.Цибин и А.Л. Шмак [5] отмечают, что на базе Центров здоровья могут функционировать отделения по планированию семьи или работать врачи, курирующие это направление, а при всех женских консультациях и поликлиниках, в том числе дет­ских, должен быть кабинет планирования семьи.

4.         Развитие санитарно-гигиенической профилактики предполагает:

4.1.      Развитие охраны труда.

Здесь важно восстановить полуразрушенную службу охраны труда, создать систему медицинской аттестации производств и рабочих мест, развивать методы и средст­ва профессионального отбора.

4.2.      Развитие охраны внешней среды.

Имеется в виду улучшение контроля качества возду­ха, воды и продуктов, контроль вредных физических и химических загрязнений, качества потребительских то­варов.

4.3.      Развитие эпидемиологической защиты населения.

Фактически сводится к задаче укрепления санитарно-эпидемиологической службы здравоохранения.

5.         Развитие реабилитации естественным образом включает две взаимосвязанные цели:

5.1.      Развитие службы медицинской реабилитации.

5.2.      Развитие системы социально-трудовой реабилитации.

В последние годы реабилитационное направление в республике развивается достаточно успешно, разрабо­тана соответствующая программа.

6.         Развитие лечебной помощи.

На первом этапе реализации этого направления (в рамках КГП) следует выделить одну актуальную програм­му:

6.1. Развитие системы управления отраслью, вклю­чая систему медицинских инвестиций.

В ходе реализации КГП основной акцент, по нашему мнению, следует сделать на задачах подготовки кадров и формирования культуры здоровья. На первом этапе ин­теллектуально-нравственные вложения должны превали­ровать над материальными. Приоритетной задачей этого этапа является преподавание валеологии и профилакти­ческой медицины в.системах медицинского и педагоги­ческого образования. Приоритет должны иметь также за­дачи информирования населения по вопросам здоровья и профилактики заболеваний через средства массовой информации. Поэтому следует инвестировать наращива­ние интеллектуальных ресурсов, а рост материальных ре­сурсов профилактики пока можно обеспечивать за счет рациональных структурных реорганизаций.

 

Литература

1.Водопьянов П., Бурак П. // Беларуская думка. – 1996. – № 6.–С. 40–48.

2.Данилов А. // Беларуская думка. – 1996. – № 6.– С. 49–57.

3.Ростовцев В. Н. // Мед. новости.– 1996. – № 7.– С. 28–31.

4.Ростовцев В. Н. // Мед. новости. – 1996. – № 8.– С. 11–16.

5.Сержантова С. В., Цибин А. К., Шмак А. Л. // М–лы IX съезда работников профилакт. медицины Республики Беларусь. – 1996. –Т. 1. – С. 161–163.

 

Медицинские новости. – 1997. – №4. – С. 32-34. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав.

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer