• Поиск:

издатель: ЮпокомИнфоМед

Н.К. Ким, И.А. Евсеенко

Применение гиалуроната цинка в восстановительном периоде после врачебных косметологических вмешательств

Клинический центр пластической хирургии и медицинской косметологии, Минск

Манипуляции, выполняемые врачами-косметологами, становятся все более востребованными у населения. Популярность таких процедур, как химические пилинги поверхностного и срединного уровня, микродермабразия, мезотерапия, фотоомоложение, обусловлена их высокой клинической эффективностью и хорошим эстетическим результатом, что способствует психологическому и социальному комфорту пациентов и в конечном итоге положительно влияет на качество их жизни. Данные вмешательства, выполняемые амбулаторно, являются все же не столько эстетическими, сколько медицинскими процедурами и требуют определенного реабилитационного периода, в течение которого пациенты должны использовать адекватные наружные средства в домашних условиях, чтобы ускорить процессы регенерации, максимально быстро купировать воспаление (отек и эритему), предупредить вторичную инфекцию и послевоспалительную гиперпигментацию, устранить сухость и шелушение кожи. Внимание врачей-косметологов привлекают прежде всего препараты, объединяющие все основные лечебные требования восстановительного периода - увлажнение, регенерацию, противовоспалительное и антисептическое действие. Основное действующее вещество лекарственного средства «Куриозин» - гиалуронат цинка обладает такими свойствами. Оригинальный препарат «Куриозин» был разработан венгерской фармацевтической компанией «Гедеон Рихтер» для лечения раневых процессов (раствор) и акне (гель).

Гиалуроновая кислота представляет собой мукополисахаридный биополимер, который является важным компонентом межклеточного вещества соединительной ткани человека, необходимым для поддержания тонуса и эластичности кожи. Взаимодействуя с молекулами воды, белками и другими веществами, гиалуроновая кислота образует дисперсионный матрикс, возмещающий дефект ткани, а также создает естественный каркас для клеток, принимающих участие в процессе заживления ран, повышает активность гранулоцитов и макрофагов, стимулирует пролиферацию фибробластов и ангиогенез.

В начале 1990-х годов N.S. Adzik и MTLongaker обратили внимание на то, что регенерация во внутриутробном периоде протекает совершенно иначе, чем после рождения. Хирургические вмешательства, произведенные в первом и втором триместре, не оставляют на коже плода шрамов [11]. Опираясь на гипотезу о существовании в этот период в амниотической жидкости веществ, обладающих уникальными ранозаживляющими свойствами, M.T.Longaker с соавт. обнаружили в ней высокую концентрацию гиалуроновой кислоты [13]. В дальнейшем было замечено, что содержание гиалуроновой кислоты в раневой жидкости у плода остается стабильно высоким в течение 3 недель, создавая благоприятные условия для передвижения фибробластов и других клеток в течение всего периода заживления раны. У взрослого же происходит быстрое увеличение содержания гиалуроновой кислоты в первые три дня после ранения, сменяющееся уменьшением до нуля в последующие 3-4 дня. Таким образом, динамика концентрации гиалуроновой кислоты в раневом экссудате значительно различается у взрослого организма и плода. Значимость гиалуроновой кислоты для нормального заживления ран объясняется механизмами ее действия, одним из которых является препятствие адгезии лимфоцитов на раневой поверхности и уменьшение воспаления, поскольку именно отсутствие воспалительной реакции считается одним из признаков эмбрионального заживления ран [16]. С другой стороны, гиалуроновая кислота стимулирует фибробласты, усиливая их миграцию и активируя синтез коллагена. Предполагается также, что с гиалуроновой кислотой связываются факторы, влияющие на рост и дифференцировку клеток, что позволяет создать в определенных участках их высокую концентрацию [12].

Таким образом, гиалуроновая кислота на поверхности раны оказывает двойное действие: во-первых, создает условия для передвижения клеток, во-вторых, активизирует процессы регенерации. В результате рана заживает, не оставляя рубцов, что особенно важно, если она расположена на лице и открытых участках тела [14].

Исследования последних лет свидетельствуют также об исключительной важности эпидермальной фракции гиалуроновой кислоты [10], которая является своеобразной «оболочкой» кератиноцитов. При искусственном повышении содержания гиалуроновой кислоты в эпидермисе ускоряется миграция кератиноцитов и тормозится их созревание (эпидермис становится в целом толще, а роговой слой тоньше), улучшается поступление к клеткам питательных веществ и облегчается вывод продуктов обмена (в клетках эпидермиса активируются пластический и энергетический обмены), повышается резистентность кожи к ультрафиолетовым лучам (гиалуроновая кислота участвует в антиоксидантной защите эпидермиса) [15].

Цинк необходим для здорового функционирования всех клеток человеческого организма. Он является структурным компонентом биологических мембран, клеточных рецепторов, протеинов, входит в состав более чем 200 энзиматических систем. Цинк ускоряет деление клеток кожи, так как его повышенное содержание способствует синтезу белка, оказывает также противомикробное и противовоспалительное действие, нормализует процессы ороговения и салообразования. Особенно он эффективен в лечении угревой сыпи, которую некоторые исследователи считают заболеванием, обусловленным дефицитом цинка и одной из незаменимых жирных кислот. При нарушении целостности кожи (эрозии, язвенные дефекты и т.д.) применение препарата приводит к усилению клеточной пролиферации и ускорению заживления тканей, что предотвращает формирование рубчиков.

Вышеуказанные свойства гиалуроната цинка побуждают специалистов-косметологов к его использованию в качестве компонента восстановительной терапии после вмешательств разной степени инвазивности. Одной из таких процедур является мезотерапия.

Мезотерапия - это инвазивная методика, подразумевающая инъекционное введение лекарственных препаратов и их сочетаний (мезотерапевтические коктейли) в кожу интрадермально на глубину 1-4 мм. Препараты вводятся локально в проблемную зону в малых дозах (1,5-3,5 мл), мезотерапевтические сеансы проводятся 1 раз в 7-14 дней. В мезотерапии применяются раз личные аллопастические, гомеопатические и биологические препараты, обладающие не только местным, но и общим фармакологическим действием, на пример витамины, липолитики, средства, улучшающие микроциркуляцию, антиоксиданты, гиалуроновая кислота.

Показания к мезотерапии в дерматокосметологии довольно многочисленны: некоторые дерматологические заболевания и состояния (угревая сыпь, алопеция, купероз), рубцы, стрии (атрофические полосы растяжения), коррекция фигуры (лечение гиноидной липодистрофии), профилактика и лечение возрастных изменений кожи, симптомов фотостарения, комплексная реабилитация после пластических операций, лазерных и химических пилингов, дермабразии.

При использовании мезотерапии врач может столкнуться с такими осложнениями, как гематомы, воспалительные реакции, вторичное инфицирование. Наиболее серьезные осложнения - фиброз, некроз, рубцы. Возможна также посттравматическая гиперпигментация. Осложнения могут возникать как в ближайшие, так и в отдаленные сроки (через 3-4 недели) после процедуры. Для предупреждения осложнений необходимо выявление противопоказаний к процедуре, соблюдение техники и протокола процедур, правил асептики и антисептики, тщательный сбор аллергоанамнеза. Пациенту следует дать подробные рекомендации по уходу за кожей и ограничениям в образе жизни во время курса лечения [5].

В Клиническом центре пластической хирургии и медицинской косметологии г. Минска накоплен значительный опыт применения поверхностных и срединных пилингов в комплексной терапии вульгарных угрей (при постакне), себорее, дисхромиях различного генеза, для профилактики и коррекции возрастной атрофии кожи, при признаках фотостарения. Химический пилинг - контролируемое химическое повреждение определенных слоев эпидермиса и/или дермы [1]. В результате помимо воспалительной реакции, развивающейся в эпидермисе и дерме, активизируются защитные и восстановительные механизмы, происходит естественный процесс заживления, регенерация тканей эпидермиса и дермы, стимуляция синтеза эластина и коллагена. По завершении реабилитационного периода улучшается текстура кожи, выравнивается ее тон, повышаются упругость и эластичность. Однако проведение любого химического пилинга приводит, по существу, к химическому ожогу кожи. Следовательно, в задачу врача-косметолога входит свести риск осложнений к минимуму, что требует заблаговременной подготовки к процедуре, использования современных и только сертифицированных пилинговых составов, точного соблюдения протокола проведения пилинга, контроля глубины поражения, создания оптимальных условий для реабилитации кожи.

В зависимости от глубины повреждения кожи химические пилинги принято подразделять на: поверхностные (повреждение в пределах рогового слоя кожи); срединные (воздействие на всю глубину эпидермиса без повреждения базальной мембраны); глубокие (воздействие на всю глубину эпидермиса с частичным или полным повреждением базальной мембраны). В амбулаторных условиях можно выполнять поверхностные и срединные пилинги.

Основные показания к химическому пилингу: проявления увядания кожи (морщины, нарушения микрорельефа кожи), проблемная кожа (акне, розацеа, себорейные и актинические кератомы, ихтиоз, ксеродермия), рубцы постакне и другой этиологии, гиперпигментация различной этиологии.

Действие химического пилинга зависит от глубины повреждения кожи. С увеличением глубины возрастает эффективность процедуры, и в то же время увеличивается частота возможных осложнений. Именно глубина повреждения определяет длительность реабилитационного периода, вероятность развития и выраженность осложнений. При проведении поверхностных пилингов осложнения минимальны.

В постпилинговом периоде могут наблюдаться следующие осложнения: болезненность, длительная эритема, пигментные изменения, инфекция (обострение герпеса, бактериальная инфекция), обострение акне, длительный зуд, контактный дерматит, повышенная чувствительность к холоду, повышенная фоточувствительность, рубцы (в основном после глубоких пилингов). Развитие так называемых ожидаемых побочных эффектов возможно после выполнения любых видов пилингов.

При поверхностном пилинге это быстро проходящее жжение, а также незначительная эритема и чувство стягивания кожи, которые самостоятельно купируются в течение нескольких часов. В последующие дни (в течение 3-5 дней) пациенты отмечают небольшой зуд и умеренное шелушение кожи. Так как повреждаются только клетки рогового слоя эпидермиса (слой омертвевших клеток), то образования корочек не происходит.

Срединный пилинг всегда затрагивает слои живых клеток эпидермиса. Для него характерно развитие «фрост-эффекта». Отмечаются кратковременные болезненные ощущения различной интенсивности. В последующем в области проведенного пилинга в зависимости от интенсивности повреждения на поверхности кожи образуется пленка различной толщины, иногда могут формироваться корочки. Отмечается кожный зуд. Шелушение кожи наблюдается в течение 7-10 дней. Умеренная гиперемия сохраняется 2-3 недели. В течение длительного времени может сохраняться поствоспалительная гиперпигментация. В ранний постпилинговый период (до 14 дней после пилинга) пациент должен использовать успокаивающие, увлажняющие и солнцезащитные кремы, а также средства с противовоспалительным, депигментирующим и увлажняющим действием.

В поздний постпилинговый период (начиная с 14-15-го дня до 1 месяца после проведения пилинга) основной задачей является защита кожи от ультрафиолетового излучения, а также профилактика постпилинговой гиперпигментации (применение депигментирующих средств). После пилинга на коже лица перед выходом на улицу независимо от времени года необходимо применять солнцезащитный крем с SPF не ниже 20. Таким образом, химический пилинг; особенно срединного уровня, - ответственная манипуляция для решения как медицинских, так и эстетических проблем, требующая взаимопонимания и сотрудничества врача и пациента.

Метод интенсивной импульсной фототерапии (в зарубежных источниках - IPL (intensivepulselight) - еще одна современная технология, которая широко используется в Клиническом центре пластической хирургии и медицинской косметологии г. Минска. Принцип действия интенсивной импульсной фототерапии состоит в генерации вспышки не когерентных световых волн видимой части спектра с длиной волны 560 либо 965 нм. В основе метода лежит феномен селективного фототермолиза [8], при котором ткани-хромофоры (оксигемоглобин, меланин, коллаген, вода) поглощают световую энергию, пенетрирующую эпидермис, с преобразованием ее в тепловую, в результате чего и развиваются клинические эффекты фотоомоложения и фотоэпиляции - стимуляция фибробластов и неоколлагеногенез, уменьшение интенсивности пигментных пятен, исчезновение сосудистой сетки, явлений купероза, редукция пор, постепенное уменьшение количества угревых элементов, уменьшение явлений себореи, уменьшение количества нежелательных волос. В Клиническом центре пластической хирургии и медицинской косметологии г.Минска для фототерапии применяется аппарат «Quantum» (производство компании «Lumenis», Израиль).

Противопоказаний к фотолечению немного: свежий загар (в течение 1 месяца), онкологические заболевания, беременность, состояния, связанные с повышенной фоточувствительностью, прием лекарств с фотосенсибилизирующим действием. На фоне фотолечения не следует применять наружно препараты бензоилпероксида и ароматических ретиноидов, категорически запрещается ультрафиолетовое облучение, следует избегать антибиотиков и других лекарств с фотосенсибилизирующим действием (таких как, например, доксициклин и другие препараты тетрациклинового ряда, фторхинолоны, роаккутан).

Процедуры фотолечения переносятся хорошо. После процедуры отмечаются такие ожидаемые реакции, как гиперемия и некоторая отечность кожи, которые в течение нескольких дней разрешаются, возможны шелушение кожи, корочки, небольшие подкожные кровоизлияния.

В восстановительном периоде после процедур мезотерапии, поверхностного и срединного пилинга, фотолечения, фотоомоложения и фотоэпиляции мы рекомендуем гель «Куриозин». Данный выбор обусловлен целым рядом факторов. Во-первых, в состав «Куриозина» входят компоненты, являющиеся, как уже упоминалось, естественными биологическими факторами кожи [7]. Отсутствие в составе препарата веществ с фотосенсибилизирующим или раздражающим действием делает его оптимальным для использования после вышеупомянутых вмешательств. Применявшие «Куриозин» пациенты отмечают его положительный эффект на такие ожидаемые реакции, как эритема, отечность кожи, эксфолиация в ближайшие дни после процедур [3]. Гель «Куриозин» не обладает фотосенсибилизирующим действием, поэтому он может использоваться и в летнее время без риска возникновения дерматита и пигментных пятен. В отличие от других препаратов, при длительном применении не вызывает избыточной сухости кожи и хорошо переносится пациентами. Для пациентов, которые получают лечение по поводу акне, гель «Куриозин» является одновременно и оптимальным средством наружной терапии, если в комплексном лечении применяются пилинги либо фототерапия [4].

Гель «Куриозин» совершенно незаметен на коже и его можно использовать с любым видом декоративной косметики. Гель наносится на очищенную кожу тонким слоем 2 раза в сутки. «Куриозин» может применяться даже людьми с чувствительной кожей, так как не имеет побочных эффектов.

Важная особенность геля «Куриозин»: его можно использовать в течение длительного времени (при лечении акне - до 6 месяцев) [6]. Возможно также введение геля путем электро- или ультрафонофореза [2, 9].

Под нашим наблюдением находилось 304 пациента, получавших следующие процедуры: 56 - мезотерапию, 68 - химические пилинги поверхностного и 53 - срединного уровня, 127 - фотокосметологические процедуры (22 - фотоомоложение, 15 - фотокоагуляция доброкачественных сосудистых образований, 11 - фотодеструкция интрадермальной гиперпигментации, 32 - фотолечение акне и розацеа, 47 - фотоэпиляция). Всем им в восстановительном периоде было рекомендовано использование геля «Куриозин» наружно 2 раза в день в течение всего курса лечения. У всех пациентов отмечены хорошие ближайшие и отдаленные результаты, положительное влияние на ожидаемые кожные реакции (эритема, отек, эксфолиация), предупреждение нежелательных реакций (вторичное инфицирование), а также по окончании курса процедур - улучшение микрорельефа кожи, придание ей более здорового оттенка и выравнивание тона, нормализация салоотделения, сужение пор, улучшение тонуса и эластичности кожи, повышение ее репаративных свойств.

Таким образом, при ведении пациентов, получающих курс медицинских косметологических процедур (мезотерапия, химические пилинги, фотолечение, фотоомоложение, фотоэпиляция), целесообразно включение наружного использования геля «Куриозин» на этапе восстановления кожного покрова после вмешательств, что обеспечит хорошие ближайшие и отдаленные результаты в отношении как клинической эффективности, так и эстетического результата. Повысится качество жизни пациентов и удовлетворенность состоянием своей кожи.

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

1. Ахтямов С.Н, Бутов Ю.С. Практическая дерматокосметология. - М.: Медицина, 2003. - 400 с.

2. Введение Куриозина в ткани физическими факторами: пособие для физиотерапевтов. - Алматы. - 2007.

3. Забненкова О.В., Ткаченко С.Б. // Экспериментальная и клиническая дерматокосметология. - 2007. - № 3. - С. 45-48.

4. Евсеенко И.А., Лукьянова Л.Н. // Мед. новости. - № 12. - 2009. - С. 46-48.

5. Ким Н.К. // Инновационные технологии в терапии дерматозов и оказании дерматокосметологической помощи: м-лы науч.-практ. конф. Могилев, 23 июня 2008 г. - Минск: ArsMedica, 2008. - С 5-7.

6. Кузьмина Т.С., Баджелан Бехнуш, Корсунская И.М., Ткаченко С.Б. // Эксперим. и клин. дерматокосметология. - 2007. - № 5. - С. 2 - 5

7. Полонская Н.А. // Натуральная фармакология и косметология. - 2005. - № 2. - С. 26 - 29.

8. Черкасова М.В., Потекаев Н.Н., Гуткин Д.В., Белышева Т.С. // Эксперим. и клин. дерматокосметология. - 2006. - № 5. - С.52 - 59.

9. Шиманская И.Г. Акне: вопросы патогенеза, диагностика, лечение: учеб. пособие. - Минск, 2008. - 24 с.

10.Эрнандес Е. // Косметика и медицина. - 2008. - № 5. - С. 10-17.

11.AdzickN.S., LongakerMT. // Ann. Surg. - 1992. - Vol. 25, N 1. - P. 3-7.

12.Dillon P.W., Keefer K., Blackburn J.H. et al. // J. Surg. Res. - 1994. - Vol. 57, N 1. - P.170-173.

13.Longaker MT., Chiu E.S., Harrison M.R. et al. // Ann. Surg, - 1989. - Vol. 210, N 5. - P. 667-672.

14.Manusskiatti W., Maibach H.I.// Int. J. Dermatol. - 1996. - Vol.35, N 8. - P.539-544.

15.Shepard S., Becker H., Hartman J.X. // Ann. Plast. Surg. - 1996. - Vol.36, N 1. - P. 65-69.

16.Stern R., Maibach H.J. // Clin. Dermatol. - 2008. - Vol. 26, N 2. - P. 106-122.

 

Медицинские новости. – 2009. – №16. – С. 14-17. 

Внимание! Статья адресована врачам-специалистам. Перепечатка данной статьи или её фрагментов в Интернете без гиперссылки на первоисточник рассматривается как нарушение авторских прав. 

Содержание » Архив »

Разработка сайта: Softconveyer